Скульптуры в технике оригами

История Оригами. Эрик Жуазель. Скульптуры из бумаги.

Доброго дня, пикабушники! Сегодня, продолжая повествовать вам о значимых фигурах в мире Оригами, хочу рассказать про удивительного человека, Эрика Жуазеля. Мой первый пост о родоначальнике современного оригами тут: https://pikabu.ru/story/istoriya_origami_akira_yosidzava_azb.

Итак, Эрик Жуазель – французский мастер оригами; специализировался на так называемом ‘методе влажного (мокрого) складывания’; все свои изящные скульптуры Эрик создавал исключительно с помощью бумаги и воды, не прибегая ни к клею, ни к ножницам.

Родился Эрик Жуазель в местечке Энгьен-ле-Бэн, близ Парижа. В молодости он сначала изучал право, затем – переквалифицировался в скульпторы. В начале 80-х Эрик столкнулся с работами Акиры Йошизавы (Akira Yoshizawa) – и оригами навсегда покорило его сердце. Казалось бы, что сложного может быть в простом ежике? Что ж, у Эрика Жуазеля на создание первого ежа ушло 6 лет. Любой, кто видел этого ежа – сложенного из одного куска бумаги, с острыми иголками, воплощающего саму сущность ‘ежистости’ – ни на миг не усомнится, что ни одна секунда из этих шести лет не была потрачена зря:

При слове ‘оригами’ в первую очередь в голову приходят бумажные самолетики, хлипкие кораблики и сложенные из тетрадных листков в клетку стаканчики. Творения Жуазеля, однако, отличаются от вышеописанного так же сильно, как картины Рембрандта или Дали отличаются от детских рисунков в стиле ‘палка-палка-огуречик’. Каждая из скульптур Эрика стоит несколько тысяч долларов; они выставлялись в лучших музеях мира – в том числе и в Лувре (Louvre) – и являются украшением целого ряда частных коллекций.

В начале своей карьеры Жуазель об оригами даже и не помышлял; он всегда мечтал стать скульптором. Искусству сложения красивых фигурок из листов бумаги Эрик обучался по большей части самостоятельно; вероятно, именно поэтому его творения не похожи на фигурки других известных коллег. Люди, животные и фантастические создания – все они напоминают не столько творения из обычной бумаги, сколько самые настоящие статуи. Из умелых рук Жуазеля выходили как небольшие, размером с ладонь фигурки, так и солидные скульптуры практически в натуральную величину:

Создание чертежа новой скульптуры могло занять у Эрика несколько лет; собственно сложение – несколько сотен часов. Для самых больших работ, естественно, требовались соответствующего размера листы бумаги – 5 на 8 метров, размер средней нью-йоркской квартиры.

Среди всех фигурок нельзя было найти двух одинаковых. Сам мастер всегда говорил, что ремесло он избрал невероятно трудное. Когда его спрашивали, сколько времени уходит на одну скульптуру, он обычно отвечал ’35 лет’ – именно столько времени у Жуазеля заняло постижение всех секретов оригами. Техника ‘влажного складывания’ предполагает, что, предварительно размягчив бумагу водой, складывающий может производить не только прямые, но изогнутые, искривленные сгибы. Изначально складывается ‘база’ фигурки из сухого листа:

Далее, при помощи воды и ловких рук, база превращается в изящные скульптуры, которые, кажется, вот-вот оживут и заиграют свою незамысловатую мелодию:

Начинал Эрик с, пожалуй, самой популярной темы во всем оригами – животных; кроме уже упомянутого ежа, Жуазель может похвастаться на редкость изящными черепахой, морским коньком и многими другими:

Затем мастер начал делать маски, а позднее – фигуры людей:

Одной из самых известных работ Жуазеля на ‘человеческую’ тематику стала группа музыкантов – небольшие, всего в фут высотой каждый, фигурки, были исполнены с филигранной четкостью. Особое очарование фигуркам придавали тщательно выписанные детали – нахмуренные брови и натруженные, изрезанные венами руки. У каждого музыканта был миниатюрный инструмент – скрипка, туба, саксофон или арфа; инструменты также были сделаны из бумаги:

Легендарный мастер скончался 10-го октября 2010-го, в Аржантее, что близ Парижа. Было ему на момент смерти 53 года.

Эрик Жуазель не сделал огромного коммерческого успеха на своем поприще, он, ради развития направления мокрого складывания в оригами, рано оставил свою работу и своё первое дело – скульптуру. Французский маэстро оставил после себя огромное наследие, подняв технику мокрого складывания до невиданных ранее высот. Оригами, из простого искусства складывания бумаги, в лице Эрика, переросло в настоящее искусство скульптуры. Бумага встала в один ряд с камнем, глиной и бронзой.

Модульное оригами из треугольников

Существует несколько видов модулей-оригами из бумаги, но треугольники пользуются наибольшей популярностью. Только они позволяют создавать самые разнообразные модели на базе одной и той же «строительной» единицы. Фантазия оригамистов ничем не ограничена – из миниатюрных треугольников можно складывать цветы, животных, вазы и архитектурные объекты, размером от человеческой ладони до двух метров и более.

Читать еще:  Искусство оригами: Делаем бумажные цветы

Что такое треугольный модуль

В основе элемента лежит прямоугольник, размером от 1/4 до 1/36 альбомного листа (формат А4). Соединяются готовые модули за счёт выступающих «уголков» и глубоких «карманчиков», по принципу штекерного разъёма. Плотное прилегание деталей обеспечивает прочность конструкции, но для большей надёжности лучше дополнительно «посадить» их на клей.

Перед тем как делать треугольники для модульного оригами, необходимо нарезать прямоугольные заготовки определённого размера. Допустимо одновременное использование нескольких «калибров»: более крупного для основных объёмов и мелкого – для изящного декора. Разделить лист на модули можно, опираясь на базовую форму «Дверцы». Для самого ходового элемента 1/16 потребуется:

  1. Сложить лист пополам в продольном направлении.
  2. Раскрыть.
  3. Каждую половинку сложить к центральной линии.
  4. Раскрыть заготовку и повторить те же действия в поперечном направлении. В результате лист будет поделен на 16 частей, размером 7,4х5,3 см.

Получить 1/32 несколько сложнее. Лист А4 сначала в поперечном направлении делят вдоль центральной оси, а затем каждую половину складывают в четыре раза. Получается вдвое больше полос, чем в предыдущем случае. Для продольного направления действия те же, что и при разметке модуля 1/16. В результате образуются прямоугольники, размером 5,3х3,7 см. Нарезать заготовки лучше всего канцелярским ножом, подложив под лист доску, ДВП или специальный макетный коврик.

Получить прямоугольники 1/32 можно и другим способом:

Модуль-треугольник

Сложить из прямоугольной заготовки треугольную деталь не составит никакого труда. Единственное «но» – таких элементов потребуется очень много, в среднем, на одну фигурку высотой 25 – 30 см около 1000 штук. Опытные мастера советуют по мере возможности пополнять запасы деталей, занимаясь другими делами. Например, во время просмотра любимого сериала или прогулки с ребёнком. После некоторой тренировки, складывать треугольники получается, даже не глядя.

Пошаговая инструкция:

  • Располагаем исходный прямоугольник длинной стороной к себе.
  • Складываем пополам сверху вниз (это важно, поскольку свободный край должен «смотреть» на нас). Заготовку сгибаем вдвое поперёк, чтобы обозначить у неё середину. Раскрываем.
  • Правый и левый край опускаем вниз, выравнивая по центру. Переворачиваем.
  • Подгибаем внешние уголки заготовки.
  • Подворачиваем нижнюю часть до линии основания треугольника.
  • Складываем фигуру пополам «долиной».

В итоге получаем классические треугольники для модульного оригами:

Существует несколько типов соединений модульных элементов. Они зависят:

  • от выбора стороны, которой одна деталь соединяется с другой;
  • от взаимного расположения «уголка» и «карманчика».

Азбука модульного дела:

    1. У треугольного модуля есть две коротких стороны, расположенных напротив углов в 60° и одна длинная – напротив прямого. На рисунке они обозначены соответственно, КСН и ДСН.
    2. Соединение на коротких сторонах (КСН).
    3. То же, но на длинных (ДСН).
    4. «Змейка», когда модульные элементы соединяются один в один.
    5. Классическое соединение «две длинных стороны и одна короткая».
    6. «Все короткие».

Три модели в технике модульного оригами

Начинающим мастерам не всегда знакомы тонкости «бумажного искусства». Главное при сборке оригами из модулей-треугольников, как и в других видах рукоделия: вышивке, плетении или вязании, не спешить и на каждом этапе чётко следовать схеме. Тогда работа сразу получится аккуратной и прочной, не требуя переделок. Есть и другие значимые моменты:

  1. Модули необходимо складывать очень точно, иначе изделие будет перекошенным и неряшливым. Чем меньше размер сборочных элементов, тем тоньше выбирают бумагу для них.
  2. Если «карманчики» трудно раскрываются, можно воспользоваться зубочисткой.
  3. Начинать знакомство с модульным оригами лучше с лёгких моделей, постепенно переходя к более сложным.
  4. Склеивание элементов изделия поможет сохранить его на длительный срок и убережёт от разрушения при падении.
  5. Готовые работы стоит покрыть прозрачным лаком для дерева. Это – хорошая защита от пыли и выцветания, а также возможность делать влажную уборку.

Удачная модель для тех, кто только начинает знакомиться с техникой складывания оригами из маленьких треугольников. Для неё понадобится всего 106 синих модулей и 24 розовых.

Схема «Совы»:

Сборка ведётся на длинных сторонах. 1-й ряд состоит из 16 синих элементов. Начиная со 2-го, добавляем розовые детали для «манишки» совы (12+4).

Читать еще:  Оригинальные поделки

Общее число элементов в каждом ряду одинаковое. Но соотношение по цветам разное.

3-й ряд: 10 синих и 5 розовых деталей.

4-й ряд: 8 синих и 6 розовых.

Далее модули распределяются в обратной последовательности. Для предпоследнего ряда берём 16 синих деталей, для последнего – 15.

Собрав сову, делаем её характерные «ушки». Они состоят из 3-х деталей, которые крепятся на последний ряд, по тому же принципу, что и остальные. Затем приклеиваем птице глаза и нос из розового модульного элемента.

«Сова» яркого сказочного окраса украсит дом на Хэллоуин или другой тематический праздник. Также она будет эффектно смотреться в детской.

Китайский мини-дракон

Следуя принципу постепенного усложнения моделей, после сверх-простой совы как раз можно перейти к популярному на востоке символу водной стихии. Дракон в Китае издавна был связан с культом плодородия, без его изображений не обходился ни один ритуал вызывания дождя. Кроме того, этот мифический персонаж обозначал принадлежность к высшим слоям общества. Его изображениями разрешалось украшать одежду только аристократии, простолюдинам же, подобная «вольность» была недоступна.

Для того, чтобы сделать мини-дракона, понадобится 515 бумажных треугольников-оригами 1/16:

Голова

Начинаем работу с головы. Схема её сборки:

Двигаемся от «подбородка» вверх.

Сборку производим сверху вниз. Завершив 10 ряд, делаем шипы, венчающие драконью голову. Собираем их симметрично по схеме, сделав пропуск посредине. Переворачиваем фигуру и слегка изгибаем – голова почти готова. Из красной бумаги вырезаем раздвоенный язык и приклеиваем по центру последнего ряда с изнанки.

Туловище дракона

Гибкое тело мифического животного представляет собой цепочку из жёлтых и синих деталей. Вначале их три: С+Ж+С. К первой жёлтой детали в следующем ряду добавляем ещё две, надевая на каждый уголок.

Затем вновь повторяем начальное расположение треугольников и так продолжаем, пока не наберём примерно 88 рядов. Для тела потребуется 176 синих и 262 жёлтых элемента. Закончив сборку, к голове с обратной стороны в районе глаз добавляют два синих крепёжных модуля.

Изготавливаем 4 лапки из 5 синих деталей. Присоединяем заготовки к туловищу в точках опоры. Предварительно изгибаем его, наподобие американских горок.

Лебедь

Это одна из самых красивых и востребованных моделей. Лебедь-оригами из модульных треугольников легко превращается в элегантную вазу для сухоцветов, хотя и сам по себе он великолепен.

Для двухцветной модели, представленной в следующем видео-уроке, понадобится 1522 модуля, размером 1/32:

Историческая справка

Под модульным оригами чаще всего подразумевают именно фигуры из маленьких треугольников. Однако существуют ещё шары-кусудамы и многогранники из так называемых «модулей Сонобе.» Обе разновидности родом из Японии. Кусудама – бумажный шар из нескольких сшитых или склеенных между собой секций, известна со времён Средневековья. Её наполняли ароматными травами, выделявшими целебные эфирные масла, и развешивали в доме для защиты от инфекционных заболеваний, а также создания успокаивающей атмосферы.

Многогранники из модулей в виде изогнутого особым образом параллелограмма, были разработаны в 1960-х годах японским оригамистом Мицунобу Сонобе и названы в его честь. Идею мастер, скорее всего, позаимствовал у своего предшественника Хаято Охоко, в 1734 году впервые описавшего и представившего схему трёхмерного куба из нескольких одинаковых элементов.

Оригами из треугольных модулей – изобретение китайских мастеров. Его истоки точно неизвестны, но западному миру пришлось познакомиться с этой уникальной техникой при весьма печальных обстоятельствах. В 1993 году на борту грузового судна Golden Venture в Соединённые Штаты прибыли 286 нелегальных эмигрантов из Китая. «Новая родина» встретила их неласково. Когда корабль сел на мель неподалёку от нью-йоркского пляжа Рокуэй-Бич, пассажиры попытались добраться до «земли обетованной» вплавь, причём 10 из них утонули. Остальные нелегалы были арестованы Службой иммиграции и натурализации (INS) и разбросаны по тюрьмам в разных концах Америки.

В ожидании ответа на просьбу о предоставлении убежища, китайские заключённые коротали время за национальными видами рукоделия, в том числе и оригами, которое на пиньине называется «жэжи». В процессе работы нелегалы изобрели треугольные модули, создавая из них масштабные фигуры: вазы, лебедей, ананасы и корабли. Вместо обычной бумаги использовали обложки старых журналов и газет. Позднее, когда техника получила распространение, для модульных элементов нередко брали китайские банкноты.

Читать еще:  Как оригинально упаковать подарок

Скульптуры в технике модульного оригами заключённые дарили тем, кто оказывал им поддержку или продавали, чтобы собрать средства на юридические услуги. Часть их представлена на передвижной выставке «Полёт свободы», организованной Американским иммиграционным центром.

Какие ещё бывают треугольники-оригами

Треугольные модули – первое, что приходит на ум, когда речь идёт о технике оригами. Но существуют и другие элементы с аналогичным названием, с которыми желательно познакомиться, чтобы не путаться в понятиях.

«Двойной треугольник»

Китайские модули-оригами иногда путают с популярной базовой фигурой, не имеющей к ним никакого отношения. «Двойной треугольник» или «Водяная бомбочка» применяется в классическом японском бумагоделии, как основа для многих известных моделей. Среди них «Рыбка», «Лягушка», «Кролик» и так далее.

Складывается базовый треугольник оригами по следующей схеме:

Солдатское письмо

Знаменитые «фронтовые треугольники», которые посылали бойцы с передовой во время Великой Отечественной войны, как ни удивительно, тоже сложены в технике оригами. Такой способ позволял обходиться без конверта – адрес писали на внешней стороне листа, а сообщение на внутренней. При этом письмо не мялось и рвалось, каждая его строчка была сохранена для близких людей, с нетерпением ожидавших весточки.

Солдатские треугольники дарили радость, служили лучшим свидетельством того, что их автор жив. А вот письма в настоящих конвертах отправляли только официальные инстанции, извещая о гибели или пропаже без вести. Чтобы проникнуться атмосферой тех лет и сберечь память о подвиге народа в борьбе с немецким нацизмом, «Солдатские треугольники-оригами» часто изготавливают ко Дню победы.

Лучшие скульптуры от мастеров оригами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Бумага – одно из величайших изобретений человечества, родившееся на Востоке, и именно там появились первые бумажные фигурки.
Орига́ми (от японского слова ору (складывать ) и ками (бумага)- «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Современное оригами – это уникальное скульптурное искусство. Каждый проект требует индивидуального подхода и техники складывания бумаги, это отнюдь не процесс массового производства. Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Многие мастера оригами получают огромное удовольствие от процесса создания бумажных скульптур, складывая животных, людей, растения, транспортные средства и здания. Некоторые мастера создают фигуры абстрактных или математических форм, другие отдают предпочтение модульному оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Robert J. Lang считается одним из выдающихся и ведущих мастеров оригами. Dr. Lang родился в Огайо и вырос в Атланте, Джорджия. После успешной карьеры физика и инженера, он сейчас все свое время посвящает искусству оригами. Его модели очень реалистичны и сложны в исполнении, и побывали на выставках во многих городах, включая Париж(Carrousel du Louvre), Нью-Йорк (Музей современного искусства), Сан-Диего (Музей мирового народного искусства Mingei). За последние 35 лет, мастер создал 480 оригинальных композиций оригами. Он является автором и соавтором 8 книг и многочисленных статей по искусству оригами.

С детства Brian Chan был страстным почитателем искусства оригами. И еще сильнее увлекся данным видом искусства, услышав лекцию Robert Lang о секретах дизайна оригами.

Фанаты компьютерной игры Starcraft легко узнают Муталиска из расы Зергов.

Работы мастера оригами Hojyo Takashi всегда в числе лучших.

Группы людей, увлекающихся оригами, удивительно разнообразны, начиная от ученных и заканчивая врачами. Мастера и умельцы занимаются оригами, чтобы творчески реализоваться и выразить свою индивидуальность. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для выражения на практике своего видения красоты форм. Для врачей и учителей оригами это инструмент помочь своим пациентам преодолеть недуг, или же помочь ученикам постичь науку. Но многие занимаются оригами, потому что это просто здорово, весело и безумно красиво.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://pikabu.ru/story/istoriya_origami_yerik_zhuazel_skulpturyi_iz_bumagi_4438535

http://all-origami.ru/modulnoe-origami-iz-treugolnikov/

http://kulturologia.ru/blogs/070209/10652/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: