До и после: лучшие проекты архитектурной реставрации

До и после: проекты архитектурной реставрации.Произвольная подборка

На первом Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» прошел конкурс проектов по реконструкции. Победители — в нашем обзоре

Дом на Полянке

  • © vsenovostroyki.ru

  • © cdn.inmyroom.ru

Усадьба Брянчаниновых

  • © cdn.inmyroom.ru

  • © cdn.inmyroom.ru

Большой драматический театр им. В. И. Качалова

  • © cdn.inmyroom.ru

  • © atnews.org
  • © cdn.inmyroom.ru

Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького

  • © cdn.inmyroom.ru

  • © cdn.inmyroom.ru

Павильон «Арсенал»

  • © cdn.inmyroom.ru

  • © cdn.inmyroom.ru

Воскресе́нский Новоиерусали́мский монасты́рь

  • © cdn.inmyroom.ru

  • © cdn.inmyroom.ru

Второе рождение: Пять хорошо отреставрированных объектов наследия

19 апреля 2012 в 21:21

Сегодня в Москве насчитывается более пяти тысяч объектов культурного наследия. Часть из них находится в критическом состоянии: под угрозой разрушения или сноса. История Москвы знает много случаев, когда памятники восстанавливают таким образом, что от первоначального здания остается лишь похожий силуэт. Однако есть истории и с положительным исходом, когда реставрация проходит под серьезным контролем властей и специалистов и результат превосходит все ожидания. В честь Дня культурного наследия, который отмечался вчера, The Village сделал подборку недавно восстановленных объектов, которые являются примерами по-настоящему хорошей реставрационной работы.

ТЕАТР ДЛЯ РАБОЧИХ

Название: Театр для рабочих Медеплавильного и Кабельного
завода Товарищества «Алексеев, Вишняков, Шамшин»
Адрес: ул. Станиславского, д. 21, стр. 7
Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Т. М. Алексеенко-Сербин
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное

История создания

Театр при Медеплавильном и Кабельном заводе создал великий русский режиссер Константин Станиславский в 1898 году. Его семья владела золотоканительной фабрикой, на основе которой и создали мощности завода, в 1894 году фабрика объединилась с предприятием «П. Вишняков и А. Шaмшин». Образовавшимся синдикатом до 1917-го руководил Константин Станиславский, который хотел просвещать рабочих, поэтому в 1894 году при фабрике открыли библиотеку с читальней, организовали хор и самодеятельный коллектив, превращенный в 1898 году в полноценную театральную труппу. В 1904-м у новоиспеченного театра появилось собственное здание рядом с фабрикой. Стоимость постройки с электричеством и вентиляцией — что в то время еще считалось роскошью — обошлась семье фабрикантов в 50 000 рублей. Первоначально зрительный зал был рассчитан на 250 мест, но спектакли быстро приобрели популярность не только среди рабочих, но и у простых людей, поэтому зал пришлось расширить до 580 мест. В теплое время года спектакли часто проходили в прилегающем к зданию театра садике. В 1909-м труппа перестала существовать, и в здание театра переехали кабельные мастерские. В советское время в корпусах завода Алексеевых располагался завод «Электропровод», который специализировался на выпуске кабельной продукции.

История реставрации

Реставрация театра началась в 2009 году на деньги частного инвестора, который вложиться ради того, чтобы в отреставрированном здании расположилась Студия современного искусства Сергея Женовача.

Проект реставрации фасадов разработала строительная фирма «Сокма-С». В процессе полностью очистили фасады от грязи, прошлых покрасок и цементного раствора, а пустоты, возникшие между кирпичами, заполнили укрепляющим раствором. Также переоблицевали стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича. Восстановили утраченные конструкции ограждения кровли и столярные блоки оконных проемов. Как и положено, все работы велись только при температуре выше +5 градусов Цельсия. Реконструкция была завершена в 2011 году, а ее проект победил в конкурсе «Московская реставрация — 2011», который Департамент культурного наследия проводил в нескольких номинациях. Здание театра для рабочих Медеплавильного и Кабельного завода Алексеевых является объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства.

ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

Название: Церковь Живоначальной Троицы в Останкине
Адрес: 1-я Останкинская улица, д. 5
Дата постройки: 1683–1691 гг.
Архитектор: П. С. Потехин
Состояние перед реставрацией: удовлетворительное

История создания

Храм стал первой каменной церковью, построенной в селе Осташково (позднее его переименовали в Останкино). Идея создания церкви принадлежит владельцу усадьбы князю Михаилу Черкасскому, который решил построить храм в честь свадьбы своей дочери с богатым боярином Яковом Одоевским. Сразу после получения благословения патриарха Иоакима началось строительство одного из лучших памятников московского узорочья. В 1691–1692 годах были выстроены приделы храма и создан девятиярусный иконостас, который и внешне, и по акустике напоминает орган. На завершающем этапе достроили колокольню. В начале ХХ века в храме было от 10 до 12 колоколов, отлитых в период с XVIII по XIX век. Самый тяжелый из них, благовестник, весит 1 тонну 163 килограмма. Первоначально церковь венчал шатер, но в 1739 году шатровая колокольня обветшала, и ее разобрали, а в 1754 году, уже при новом владельце имения, графе Петре Шереметьеве, ее сменило двухъярусное завершение в стиле барокко. До сих пор ученые спорят о том, кто на самом деле был архитектором храма. Большинство документов указывает на зодчего Павла Потехина, построившего для князя Одоевского церковь Казанской Божьей матери и еще несколько храмов в его усадьбах, однако официально авторство Потехина не подтверждено. Структура храма типична для того времени, не хватает лишь трапезной и особой нарядности внешнего оформления.

История реставрации

До конца XIX века храм находился в запущенном состоянии: после смерти супруги граф Шереметьев перестал следить за церковью. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жилье и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны — склад. Только в 80-е годы помещение вернули церкви, провели реставрацию стенописи, иконостасов, ремонт кровли и фасадов. Здесь проходили концерты духовной музыки, однако богослужения возобновились только в 1991 году. В 2010–2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация. В течение двух лет реставрационно-строительная компания (РСК) «Возрождение» под авторским надзором РСК «Архитектурное наследие» ремонтировала и реставрировала иконостасы. К разработке проекта реставрации привлекли докторов искусствоведения А. Л. Баталова, Л. И. Лившица, искусствоведческую комиссию при патриархе Московском и Всея Руси Кирилле, независимых технологов, микологов, энтомологов. В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту и посеребрение, а также удалили сколы и шелушение краски. Все работы были направлены на возвращение храму его первоначального вида — от отделки колонн до внешней окраски, — который воссоздавали по архивным описаниям начала XIX века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы в Останкине — действующий православный храм, она входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.

Обзор самых громких сюжетов в реставрации за последние 5 лет

The Art Newspaper Russia в своих номерах и на сайте за минувшие пять лет рассказывала о реставрации многих памятников архитектуры и искусства. Некоторые из этих объектов сегодня спасены, другие ждут своего часа. Какие-то спасти не удалось

Дом Мельникова. Фото: Архив TANR

Дом Мельникова

В 2013 году позади титульного памятника русского авангарда начали рыть 15-метровый котлован под новое строительство. Дом Константина Мельникова оказался на краю обрыва, в стенах появились трещины. Государство не выделяло средств на реставрацию памятника, который содержался в тот момент только силами семьи архитектора. В августе 2015-го Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, получив права на половину здания, выселил оттуда внучку Мельникова и открыл дом-мастерскую для посещения. Предполагалось, что должна начаться реставрация, но этого до сих пор не произошло.

Паровозное Круговое депо. Личный архив Николая Аввакумова

Паровозное Круговое депо

C 2011 года ОАО «РЖД» добивалось исключения из реестра памятников паровозного Кругового депо Николаевской железной дороги, возведенного в 1846–1851 годах Константином Тоном, самого старого в России памятника железнодорожной архитектуры. Тогдашний глава РЖД Владимир Якунин дезинформировал общественность, утверждая, что на месте депо возведен новодел. В 2013-м он добился разрешения на снос, и в ночь на 31 мая памятник начали разбирать. Из 22 паровозных стойл девять снесли. Cнос удалось остановить. От РЖД требовали восстановить депо в качестве музея. Якунина уже давно сменил новый глава компании, а уцелевшая половина депо, что рядом с подъездными путями пригородных электричек Ленинградского вокзала, так и стоит, медленно разрушаясь.

Фрески Василия Маслова в доме Стройбюро. Королёвское отделение ВООПИиК

Фрески Василия Маслова в доме Стройбюро

В 2013-м в подмосковном Королеве начали сносить конструктивистский дом Стройбюро — главное здание Болшевской трудовой коммуны, на тот момент проходившее экспертизу для включения в реестр памятников. Под слоями старой краски и обоев нашли два панно художника Василия Маслова, коммунара, репрессированного в 1938‑м. Первое панно — «Индустриализация» (2х6 м) — чудом успели снять со стены и вывезти. К лету 2016 года шедевр Маслова, на спасение которого уже не надеялись (фрески в Болшеве — единственные сохранившиеся его монументальные работы), восстановлен преподавателями и выпускниками Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. Однако под завалами дома Стройбюро остается вторая фреска Маслова. Шансы на ее спасение минимальны.

Дом Наркомфина. Фото: Ольга Алексеенко

Дом Наркомфина

Известия о грядущей реставрации дома Наркомфина, возведенного в 1930 году Моисеем Гинзбургом, появлялись с завидной периодичностью последние 20 лет. Его неоднократно пытались снести, но не успели: здание признали памятником. В 2014‑м о начале восстановительных работ заявил Александр Сенаторов, главный инвестор, владелец группы «Коперник». Работы так и не были начаты, и в 2016 году Сенаторов продал принадлежавшую ему часть здания (2 тыс. кв. м) компании «Лига прав», которая и будет его реставрировать. Выбор автора проекта реставрации (им стал внук Моисея Гинзбурга, глава бюро Ginzburg Architects Алексей Гинзбург) гарантирует, что объект культурного наследия будет восстановлен в первозданном виде. Верхний этаж коммунального корпуса и цокольный этаж жилого, достроенные в 1940–1950-х, демонтируют.

Дом Прошиных на Тверской-Ямской. Архив «Архнадзора»

Дом Прошиных на Тверской-Ямской

Доходный дом Прошиных (он же Дом с подснежниками) на 1-й Тверской-Ямской, д. 22, незаконно снесенный в 2014 году, — одна из главных архитектурных утрат Москвы последнего десятилетия. Рекомендованный экспертами к включению в список памятников, он так и не был признан объектом культурного наследия. По решению Мосгорнаследия, собственник здания должен был сохранить нетронутым фасад в стиле модерн — полихромный орнаментальный фриз с подснежниками в технике сграффито. На сегодняшний день правительством Москвы принято решение о том, что компания, ответственная за снос, должна восстановить фасад. Пока это не сделано.

Шуховская радиобашня. Фонд «Шуховская башня»

Шуховская радиобашня

Предложение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 2014 года разобрать и перенести радиобашню под надуманным предлогом — дескать, она в аварийном состоянии и грозит обрушиться, — вызвало возмущение архитектурного сообщества. Идея Минкомсвязи, в чьей собственности находится памятник, противоречит российским законам, по которым памятник неотделим от своей территории, к тому же разобрать и заново собрать башню невозможно. Заявление об аварийном состоянии тогда же опровергли специалисты Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова, в течение десятилетий следившего за состоянием башни. Сегодня сотрудников ЦНИИПСК не допускают к башне, занимается ею фирма, не имеющая опыта таких работ. Собственник делает все, чтобы конструкция рухнула — в течение многих лет ее даже не покрывали антикоррозийной краской. Мосгорнаследие тем не менее сообщает, что в мае 2016-го на башне завершились противоаварийные работы — внутрь встроили конструкцию, которая поддерживает ярусы и позволяет разгрузить их, — и уже 30 января 2017 года должна быть закончена реставрация, которая в действительности еще не началась.

Палаты Пожарских. Фото: архив TANR

Палаты Пожарских

Памятник XVII–XVIII веков, один из лучших образцов нарышкинского барокко, палаты Пожарских на Большой Лубянке, д. 14 (главный дом усадьбы — описанный в «Войне и мире» Толстого дом Растопчина), еще в 2014 году стояли пустыми с большими утратами и прохудившейся крышей. Объект, при советской власти принадлежавший органам, в 1990-х был у них изъят и передан в собственность банку. Но банк разорился, собственники главного дома после этого менялись, а, поскольку правый флигель вместе с оградой оставался во владении ФСБ, реставрация фактически не велась. Государство добилось возвращения дома по суду, и сегодня памятнику придан первоначальный вид, по крайней мере снаружи.

Тициан. «Се, Человек». ГМИИ им. А.С.Пушкина

«Се, Человек» Тициана в ГМИИ им. Пушкина

Полотно позднего Тициана из знаменитой коллекции Кристофоро Барбариго, похищенное в 1927 году, нашли в 1931-м в земле в таком ужасном состоянии, что, как считалось, восстановлению оно не подлежит. Но сегодняшние технологии дают реставраторам больше возможностей. В 2016 году была начата реставрация, которая продолжается по сей день.

Кремлевские монастыри. Фото: архив ТАСС

Восстановление монастырей в Кремле

Два года назад Владимир Путин впервые предложил восстановить разрушенные в 1930‑е годы Чудов и Вознесенский монастыри. Для этого предполагалось снести возведенный Иваном Рербергом 14-й корпус Кремля. Это вызвало недоумение в ЮНЕСКО; эксперты, согласившись с планами по сносу, по поводу нового строительства в Кремле высказались осторожно. Это должно было быть именно новое строительство: специалисты подтвердили, что ни от Чудова, ни от Вознесенского монастыря, кроме захоронений, ничего не осталось. Поэтому разум возобладал, и, видимо, нового строительства в Кремле все-таки не будет.

Электротеатр «Художественный». Фото: Архив ТАСС

Электротеатр «Художественный»

Когда 12 марта 2014 года старейший кинотеатр Москвы, возведенный в 1909-м по проекту Николая Благовещенского и перестроенный Федором Шехтелем, закрыли на реставрацию, партнеры архитектурного бюро Wowhaus, выигравшего конкурс на этот проект, были полны оптимизма. Но в 2016 году обнаружилось, что ничего не сделано, часть лепнины сбита, а в крыше кинозала образовалась дыра. У здания были все шансы пополнить ряды погибших памятников архитектуры, если бы не предприниматель Александр Мамут, арендовавший кинотеатр на 20 лет. За два года он обязуется провести полную научную реставрацию.

Жилые дома в Зарядье. АРХИВ МОСПРОЕКТА

Жилые дома в Зарядье

Два года назад TANR впервые сообщила об угрозе сноса последних жилых построек в Зарядье: доходного дома Персица и дома страхового общества «Якорь» (ул. Варварка, д. 14, стр. 1, 2), примыкающих к оригинальному фрагменту Китайгородской стены. Теперь снос начался. Вместо разрешенной реставрации будет проведено так называемое воссоздание, а на деле — новое строительство. На месте ценных градоформирующих объектов появится огромная гостиница Mandarin Oriental, нарушающая все юридические нормы, работающие в охранной зоне Кремля.

Усадьба Архангельское. АРХИВ TANR

Усадьба Архангельское

Принятая в 2016 году концепция реставрации музея «Архангельское» вызывает опасения. На подготовку проекта реставрации Минкульт РФ просил у правительства абсурдную сумму — 634,1 млн руб., а на саму реставрацию — 3,64 млрд руб. (к 2019 году работы должны быть завершены). Главные вопросы вызывает предполагаемое воссоздание на территории усадьбы двух деревень и домов служителей церкви, то есть новое строительство. Кроме того, нынешний директор Вадим Задорожный — одновременно владелец соседнего частного музея техники, с которым у «Архангельского» затяжной территориальный спор, а это явный конфликт интересов. Так как прилегающий к дворцу пейзажный парк не имеет охранного статуса, усадьба может лишиться этих земель, они пойдут под застройку. Кроме того, в Минкульте обсуждается пересмотр охранного статуса Архангельского. Если вместо «ансамбля» усадьба станет «достопримечательным местом», она может вовсе лишиться прав на парк.

Скульптура и керамика из трофейной берлинской коллекции. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Скульптура и керамика из трофейной берлинской коллекции в ГМИИ им. Пушкина

Речь идет о вещах, которые до 1941-го находились в берлинском Музее кайзера Фридриха (ныне Музей Боде), а в конце войны были свезены в бункер в парке Фридрихсхайн и, как считалось, погибли в пожаре. Все, что смогли тогда найти, сложили в ящики и вывезли в СССР. С тех пор этими вещами занимаются реставраторы. Но если кипрская коллекция — более 200 терракотовых фигур и столько же ваз — в основном восстановлена и была представлена на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в 2014 году, то ренессансная скульптура, пострадавшая тогда же, 70 лет считалась утраченной. Речь, в частности, о скульптурах Донателло: фрагментарно сохранившемся бронзовом «Иоанне Крестителе» и мраморном рельефе «Бичевание Христа», разбитом на куски. Они в плохом состоянии, но сегодня реставраторы ГМИИ и Музея Боде вместе работают над их восстановлением, и уже нет сомнений в том, что со временем они займут свое место в обновленной экспозиции московского музея.

Источники:

http://sdelanounas.ru/blogs/109767/

http://www.the-village.ru/village/city/infrastructure/113019-nasledie

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4053/

Читать еще:  Идеи для новогодних украшений
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×