Готовимся к Новому году: как это делает Степан Бугаев
Готовимся к Новому году: как это делает Степан Бугаев
+7 495 621-87-11
По общим вопросам
+7 916 170-98-03
+7 916 268-08-81
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
+7 925 842-77-64
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 12:00 до 20:00
Ул. М. Пионерская, 12
design@hse.ru
dop-design@hse.ru
21 октября 2017
Интервью со Степаном Бугаевым
Куратор Школы дизайна интерьера Степан Бугаев рассказал об открытии нового образовательного направления, о высоких стандартах профессии и о требованиях к качественному образованию.
Вы открываете Школу дизайна интерьера в Школе дизайна — что это значит: просто симпатичное название профильных программ дополнительного образования или какая—то более амбициозная история?
Степан Бугаев: Безусловно, это очень амбициозная задача, хотя бы потому что речь идёт не только о дополнительном образовании. На сегодняшний день в НИУ ВШЭ нет магистратуры по направлению «Дизайн интерьера», и сейчас мы работаем над её созданием. Наша цель — это не просто пересмотр программ для пары уже существующих курсов. Мы ставим перед собой комплексную задачу по созданию нового направления в Школе дизайна.
Мы приглашаем лучших экспертов отрасли в качестве спикеров и кураторов, мы создаем практикоориентированные образовательные программы — делаем Школу дизайна интерьера совершенно нового образца.
Кроме того, чтобы подчеркнуть важность всей работы, мы не просто используем симпатичное название, а действительно выделяем внутри Школы дизайна отдельное направление — со своими правилами обучения и отдельным брендингом. Но при этом сохраняем и главные достижения Высшей школы экономики — собственный уникальный методический подход и, конечно, высокое качество образования.
Сейчас существует большой рынок курсов, которые обещают обучить профессии дизайнера интерьера — чем Школа дизайна интерьера НИУ ВШЭ принципиально отличается?
Степан Бугаев: Нам нравится, что сейчас в Москве и в России в целом наблюдается «бум» на профессию дизайнер интерьера: появляется всё больше профильных курсов и новых отделений на базе университетов. С одной стороны, это хорошо, особенно, если перепрофилирование происходит качественно. Но по—прежнему чувствуется нехватка качественных программ обучения.
Наша школа принципиально отличается качеством образования, своим подходом к кураторству и масштабностью задач. Заканчивая Школу дизайна интерьера, выпускник не прекращает учиться, а продолжает держать связь со своим ментором, а Школа предлагает много возможностей для постоянного повышения квалификации.
Наши выпускники становятся профессионалами — ценными сотрудниками для работодателя или же самостоятельными дизайнерами интерьера, которые готовы к созданию собственного бренда.
Как будут проходить занятия базового курса? Чему должны научиться начинающие дизайнеры интерьера?
Степан Бугаев: В дизайне, как и во многих других профессиональных областях, важны первые шаги. В последствии именно они определят ваш профессиональный портрет.
В рамках базового курса наша задача — дать основные навыки, предметно объяснить, что такое дизайн и как его качественно создавать. Мы даем студенту понимание всех основных инструментов, которыми пользуется дизайнер и учим ими пользоваться на базовом уровне. Мы разграничиваем понятия качественного образования и опыта, ориентируясь именно на первый пункт.
Ещё одна задача базового курса — это систематизация полученных знаний с помощью портфолио. Качество выполнения этой задачи мы обеспечиваем с помощью наших опытных кураторов. Продукт академического подхода — дипломная работа — на наш взгляд, теряет актуальность, поэтому мы хотим уйти от этого термина и ориентировать людей на более релевантную и коммерческую составляющую результата — портфолио.
Разница может показаться незначительной, но она есть. В дипломных работах часто можно встретить несовместимые с жизнью примеры и проекты. Мы же даем реальные задачи, учим студентов сразу применять полученные знания на практике, чтобы впоследствии их интеграция в работу проходила как можно более плавно.
С новичками — понятно, но ведь научить уже практикующих дизайнеров быть еще более крутыми сложнее, чем дать базовые знания с нуля. На чем построены занятия для продвинутых слушателей?
Степан Бугаев: Научить чему-то практикующих дизайнеров совсем несложно, если у них есть желание приобретать новые знания. Я сам постоянно учусь, и думаю, что все люди, которые хотят быть лучше в своем деле, делают то же самое. Мне кажется, приходя в образовательное учреждение, нужно открыться знаниям, слушать преподавателей, кураторов, и главное — быть готовым обсуждать, а не спорить.
Весь процесс обучения на продвинутых курсах — это расширение сознания. На занятиях мы детально разбираем актуальные кейсы, проводим мастер-классы со спикерами — лидерами в своей индустрии, обучаем программным продуктам и новым техникам работы. Процесс отбора преподавателей — серьезный. Все кураторы — это люди, которые вошли в категорию экспертов, имеют вес в своей среде и богатый профессиональный опыт. Бесполезно спорить с ними об их методах, можно лишь попытаться примерить их на себя: проконсультироваться или частично перенять что—то для своей работы.
Как и на лучших западных интенсивах по дизайну, или после общения с мощным по своей энергетике спикером — вы получаете заряд или то, что по—английски называется inspiration. Такое воздействие может значительно повлиять на вас, вашу работу и подход к делу. Это мы и даём в рамках наших курсов — показываем новые цели и перспективы для вашего профессионального развития как дизайнера.
Что получают слушатели по окончании курсов?
Степан Бугаев: В первую очередь, диплом. А если абстрагироваться от формальностей, то каждый наш студент получает важные знания, необходимые для успешного старта карьеры, портфолио, а иногда и работу. Опыт мы не обещаем. Мы даем образование, и делаем всё, чтобы студент этот опыт начал приобретать.
Насколько велик шанс преуспеть у того, для кого дизайн интерьера — не первая профессия? Есть ли какой-то негласный возрастной ценз или решающим фактором является что-то другое?
Степан Бугаев: Шанс достичь успеха возникает в тот момент, когда вы первый раз берете в руки хороший интерьерный журнал. Если лучшие творения дизайнеров нравятся вам, вызывают уважение и желание достичь подобного результата, значит шанс есть.
Возрастного ценза при приеме на обучение у нас нет, но нам важно, чтобы в группе не было случайных людей. Например, те, кто еще не определился, хочет ли он на самом деле стать дизайнером, или пришел для того, чтобы его удивили. Мы не стремимся никого удивлять, наша главная цель — дать хорошее образование.
Кроме того, возраст в паспорте часто сильно отличается от того, как вы себя ощущаете. Иногда кажется, что образование уже получено, жизненный путь давно выбран, но открывается непонятное и неожиданное вдохновение учиться новому. Если при этом вы еще и готовы к новым технологиям, сами пользуетесь техникой и вас не пугают современные гаджеты, то нам будет легко говорить на одном языке.
Что главное для дизайнера интерьера: знание определенных методик и инструментов, талант или опыт?
Трудно выделить какую—то одну составляющую. Мы формировали программу так, чтобы базовый курс параллельно развивал каждый из этих параметров. Безусловно, необходимы базовые знания определённых методик и инструментов, которыми пользуется дизайнер. Талант — также важный аспект, но, как мне кажется, он в той или иной степени есть у всех, нужно только правильно его развивать.
Важность опыта — спорный момент. С одной стороны, он нужен — нельзя сравнивать работу дизайнера с 10-летним стажем, с работой, сделанной вчерашним студентом. Но иногда опыт может представлять из себя одни и те же закостенелые модули, которые человек повторяет из проекта в проект. Такой опыт должен разбавляться постоянным образованием, насмотренностью и открытостью для всего нового. Например, в нашу студии мы часто сознательно принимаем на работу начинающих специалистов и вместе создаем нашу профессиональную историю.
Есть ли какие-то секреты профессии — залог успеха?
Один из самых важных аспектов — это серьезность, с которой вы подходите к работе. Особенно это касается студентов, для которых дизайн интерьера — это эксперимент, а не дело всей жизни.
Но если решение стать дизайнером принято, и вы серьезно намерены получать образование, то всё получится. Интерьеры, которые вы видите в журналах, на самом деле не такие уж разные. Существуют основные принципы, на которых они строятся, определенные стандарты качества и каноны стилей. Все это необходимо знать и уметь применять на практике для достижения успеха в профессии.
Что можно сказать о востребованности профессионалов в области дизайна интерьера: спрос на них падает или увеличивается? С чем это связано?
Спрос на профессионалов в нашей сфере растет, так как дизайн интерьера сам по себе всё больше интересует российское общество. Проводятся многочисленные выставки, связанные не только с дизайном, но и с искусством и архитектурой. Мировые границы стираются, люди теперь больше путешествуют и знакомятся с культурой других стран. Кроме того, активно воздействуют на наше восприятие СМИ: интерьерные журналы и интернет—порталы.
Еще одна немаловажная причина — ежегодный ввод в Москве около двух миллионов квадратных метров нового жилья и необходимость «обуздать» эти квадратные метры, привести их в порядок. Сейчас становится нормой привлекать для этого профессионалов, не тратя усилия, энергию и эмоции на погружение в сферу, которую не освоить на должном уровне без специальной подготовки. Кроме того, профессиональный дизайн существенно улучшает качество жизни и эстетически, и эргономически, а люди всё больше ценят это.
Расскажите немного о себе: как вы начинали, как строили свою карьеру?
Степан Бугаев: Я, как и многие в нашей стране, получил образование по одной специальности, а потом работал совершенно по другой. Я всегда занимался собственным бизнесом, но, если честно, именно карьерой это назвать сложно. У меня скорее есть набор целей и набор результатов, а также интерес ко всему, что касается дизайна интерьеров в России и в мире. В том числе, мне интересно и образование в этой сфере.
Услуги и сервис — это то, чем я занимаюсь на работе — коммерческая задача. Попытка переформатировать систему образования в сфере дизайна интерьера — это задача творческая. Начинаем мы с малого — создаем краткосрочные курсы, но постепенно придем к созданию магистратуры.
Одна из наших главных целей — избавить выпускников от барьера или морального комплекса из-за отсутствия опыта, чтобы они меньше времени тратили на адаптацию и сразу начинали работать.
Как вы пришли к преподаванию? Для вас это какой-то внутренний челлендж или развитие карьеры?
Степан Бугаев: Я даже не могу назвать себя преподавателем. Прежде всего, я — куратор Школы дизайна интерьера и идеолог определенной системы образования, которую мы развиваем. Весь многомерный процесс развития Школы дизайна интерьера — моя главная задача.
Я пришел к этому не сразу, а благодаря постоянной внутренней потребности что-то улучшать. На мой взгляд, система преподавания дизайна интерьеров нуждается в оптимизации, что и стало для меня одной из главных причин предложить создание Школы.
Вдохновило меня то, как проходили наши обсуждения задач развития с руководителем Школы дизайна — Арсением Мещеряковым, которому я благодарен за помощь в реализации идеи. Краткосрочных курсов было недостаточно, так как они решают короткие задачи и не формируют целостной картины профессии, а создание Школы дизайна интерьера позволяет нам более качественно подходить к вопросу образования молодых дизайнеров. И это один из моих главных внутренних челленджей на данный момент.
Большое интервью со Степаном Бугаевым, Точка Дизайна
Можно ли научиться быть дизайнером интерьеров? Где получить знания и как наработать портфолио? На эти и другие вопросы отвечает руководитель студии «Точка Дизайна», куратор Школы дизайна интерьера при НИУ ВШЭ Степан Бугаев
Westwing: Степан, вы предприниматель, основатель успешной студии дизайна. Скажите, чем вас когда-то привлекла эта творческая сфера?
Степан Бугаев: К дизайну интерьера я пришёл не сразу. Моя карьера как предпринимателя началась с компании, которая занималась ремонтом квартир. Со временем я понял, что грамотная планировка и красивый интерьер делают людей счастливее, а профессиональный дизайн призван упрощать жизнь, делать её лучше. С тех пор я стал двигаться в этом направлении.
Принято считать, что профессиональный дизайн в России только набирает обороты. Раньше никто не понимал, зачем (и кому) все это нужно. Почему нам понадобилось столько времени, чтобы продвинуться вперед?
Наши родители жили в то время, когда стул нужен был только для того, чтобы сидеть, даже если он был неудобным. Купить заграничную «стенку» было большой удачей, и вопрос эстетики мало кого волновал. Мы привыкли жить в квартирах, где собраны необходимые, но случайные предметы, которые, конечно, ничто не объединяет.
Сейчас же многое изменилось: люди больше путешествуют, смотрят профессиональные журналы и, видя хорошие интерьеры, хотят жить в таких же. Спрос на хороший дизайн сильно увеличился, поэтому и профессия дизайнера интерьера становится всё более востребованной.
Сейчас дизайн актуален как никогда. Молодое поколение все больше и больше стремится изучать тонкости «ремесла». По вашему мнению, наше образование в дизайн-сфере может конкурировать с зарубежным?
Если говорить о высшем образовании, дизайн интерьера в России мало где преподают. В вузах чаще можно встретить специальность «Дизайн среды», но это всё-таки другое направление деятельности. Как я уже говорил, профессиональный дизайн в нашу страну пришёл позже, поэтому и высшее образование в этой сфере немного отстаёт по качеству от некоторых зарубежных институтов.
Мне, например, очень нравится школа Parson’s. Их выпускники – готовые специалисты, которые могут приступать к реальной работе сразу после окончания обучения. Это тот результат, к которому мы стремимся в Школе дизайна интерьера, несмотря на то, что наш профиль – дополнительное образование.
В этом году вы «пришли» в образовательную среду и стали куратором Школы дизайна интерьера при НИУ ВШЭ в Москве. Какую цель ставите перед собой?
Мы сейчас разрабатываем много краткосрочных программ, ориентированных как на новичков, так и на дизайнеров с опытом. Кроме этого, мы создаём методическую базу по интерьерному дизайну. До нас этого никто не делал, но на мой взгляд, это крайне важная задача.
Параллельно ведётся активная работа по запуску магистратуры по дизайну интерьера. Мы ставим перед собой цель давать лучшее образование в стране, чтобы наши выпускники могли составлять достойную конкуренцию своим зарубежным коллегам.
Кто ваша аудитория?
Наша аудитория – молодые люди, которые уже имеют высшее образование и даже опыт работы, но хотят сменить сферу деятельности и освоить новую профессию. Мы ориентированы на тех, кто уже самостоятельно и осознанно принимает решение об образовании. Сейчас популярно называть таких людей «self-made», вот мы как раз для них и про них.
Расскажите в нескольких словах, что включает в себя базовый курс?
Профессия дизайнера на самом деле требует большого количества знаний и навыков. Год, конечно, – короткий период, чтобы охватить все, но для базы этого вполне достаточно. Курс включает в себя историю архитектуры и стилей, колористику, материаловедение, освоение основных программ, необходимых дизайнеру в работе.
Но главное – это портфолио, которое создают слушатели курса в ходе обучения. По каждому из трёх проектов они консультируются с приглашёнными кураторами. Все они – практикующие дизайнеры с соответствующей проекту специализацией. Мы не ставим перед студентами вымышленных задач, а работаем над реальными кейсами. Такой подход позволяет в дальнейшем быстрее адаптироваться к работе.
Помимо тех, кто только делает первые шаги, к вам могут прийти и опытные дизайнеры. Чем вы удивите продвинутых слушателей?
Продвинутые слушатели могут посетить наши дизайн-интенсивы. На них можно прокачать какие-то отдельные навыки, например, скетчинг или проведение интерьерной фотосъемки. Или можно выбрать курс «Правила создания успешного проекта», на котором мы вместе со студентами проходим полный цикл создания дизайна: разбираем все возможные ошибки, рассказываем, как строить отношения с заказчиком, почему важен авторский надзор и многие другие нюансы.
Назовите несколько спикеров вашего курса — это всегда интересно.
Мы приглашаем только лучших экспертов в нашей сфере, профессионалов, опыту которых мы полностью доверяем. Среди них – дизайнер и декоратор Александр Мершиев, декоратор Дарья Соболева, основательницы студии Cultura Design, дизайнеры Анна Доброковская и Ольга Буравкова (кураторы базового курса), Екатерина Амелина – архитектор девелоперской компании Capital Group и автор собственной техники скетчинга, а также другие практикующие дизайнеры.
Что ждет студентов после обучения?
Это зависит от самих студентов и целей, которые они преследовали, поступая к нам в Школу. Если после обучения слушатели курса хотят начать карьеру в дизайне интерьера, они могут пойти работать в одну из студий, либо организовать собственную. Мы сейчас готовим программу стажировок для выпускников, чтобы кроме образования они могли получить ещё и опыт.
Рост популярности дизайна отразился на количестве программ и отдельных школ, которые щедры на обещания. Почему стоит выбрать Школу дизайна интерьера НИУ ВШЭ?
Главное наше отличие от других школ – практическая составляющая всех программ и преподавательский состав. Наша команда – молодые, но опытные специалисты в сфере дизайна, признанные профессиональным сообществом. А это значит, что все знания, которые мы даём актуальны и востребованы. Кроме того, НИУ ВШЭ – сильный бренд, весомый для работодателей.
Зная проекты вашей студии и профессионализм, с которым они реализованы, мы получим новых гуру дизайна с хорошим багажом знаний. Напоследок бонус для наших читателей — 5 признаков хорошего дизайнера интерьера, которому не жалко заплатить деньги.
Думаю, что хороший дизайнер обладает многими характеристиками, но среди них можно выделить несколько основных. Важно наличие профильного образования и умение грамотно и профессионально выстраивать отношения с заказчиком. Хороший дизайнер должен ориентировался в трендах и на рынке производителей (желательно посещать профильные мероприятия и выставки, в том числе и зарубежные), иметь положительные отзывы и портфолио.
Хороший дизайнер знает, что такое self-брендинг: он умеет грамотно подать себя и свои проекты не только на встрече с заказчиком, но также в профессиональной среде и медиа.
Корректор: Екатерина Мищенко
Всего семь шагов: как дизайнеры украшают свои дома к Новому году
1. Определитесь со стилем
Украшая квартиру к Новому году, важно определиться, какой стиль декора наиболее близок вашему интерьеру. Например, если он тяготеет к минимализму, богато украшенная елка будет выглядеть неуместно. Важно поддерживать концепцию и общий стиль. В случае с минимализмом хорошим решением станет инсталляция в виде елки, выполненная из новогодних украшений и подручных материалов, а также елка, нарисованная (наклеенная) на стене.
2. Сделайте акцент
Праздничный декор не терпит избытка, но если сделать в комнате только один акцент, интерьер не будет выглядеть перегруженным. Мы советуем выбрать центральный объект — по традиции это елка, но можно сместить акценты на красиво украшенный камин, окно, увитое гирляндами или веточками, или же богатый праздничный стол.
3. Будьте оригинальны
Если вы любите создавать украшения своими руками, отдайте предпочтение природным материалам, таким как дерево, шишки, еловые веточки, мох. Натуральные материалы сейчас в тренде — они выглядят более оригинально, чем игрушки массового производства и мишура.
4. Позаботьтесь об экологии
Выбирайте растение в грунте. Его не нужно будет «собирать и разбирать» как искусственную елку. Необходимо только найти для него постоянное место, а с приходом праздника нарядить. Это экологично и способствует озеленению пространства, что всегда благотворно влияет на облик помещения. Не обязательно сажать растение в горшок — есть варианты намного интересней, например, корзины.
5. Используйте нетипичные решения
Подчеркните индивидуальный стиль комнаты бумажными фонариками, шариками на атласных ленточках, звездами разного цвета и размера, подвешенными на разной высоте. Гирлянды разноцветных или монохромных флажков, расположенные по периметру или между стен, непременно создадут праздничное настроение: в этом доме точно ждут Новый год, и он будет потрясающим! Вместо разноцветных электрических гирлянд используйте одноцветные, особенно хороши гирлянды с теплым желтоватым свечением.
6. Позаботьтесь о рисках заранее
Самоклеящиеся снежинки могут остаться на окне до следующего Нового года, а елка на металлической подставке рискует оставить неизгладимый след на вашем паркете. Если вы хозяин любимого, но непоседливого питомца, заранее позаботьтесь о том, чтобы животное не добралось до елочных украшений, не сорвало гирлянды, не наелось мишуры и не опрокинуло елку. Или не сделало так:
Или придётся сделать так:
7. Экспериментируйте
Даже самые уютные и традиции могут надоесть, если следовать им каждый год. Пустите свою фантазию в полет и попробуйте на этот раз что-то новое и необычное. Только не забывайте: в новогоднем декоре стоит придерживаться умеренности, чтобы квартира не превратилась в мастерскую Деда Мороза:
Источники:
http://design.hse.ru/news/685
http://www.westwing.ru/zhurnal/intervyyu/stepan-bugaev/
http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/7-shagov-k-idealnomu-novogodnemu-oformleniyu