Художественные миниатюры от Иларии Лафронцы

Русская миниатюрная живопись

Други мои, пусть в эти праздничные дни ваш глаз порадуется прекрасному творчеству русских мастеров прошлого.

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (входящее в состав Федоскина) козырёчное производство.

Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком.

Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет.

Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими».

Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.

Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в последовательно три-четыре слоя. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку)

Виртуозное владение техникой письма, яркость красок, умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.

Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др.


В 1904 году, спустя два года после смерти Лукутина, фабрика была закрыта.

Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».


Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея.

В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.

Читать еще:  Мебель из деталей самолетов

Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.

Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий.

В первые послереволюционные годы артель пережила сложности, обусловленные резким падением спроса на свою продукцию

Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу.

Большие французские хроники с миниатюрами Жана Фуке

«Большие французские хроники» (фр. Grandes Chroniques de France) или «Хроники Сен-Дени» [англоязычная википедия; французкая википедия] — летописный свод истории Франции. Создавались в период нач. XI — кон. XV вв.. «Хроники» охватывают времена Меровингов, Каролингов и Капетингов, начиная с легендарных времен.

Grandes Chroniques de France, enluminées par Jean Fouquet, Tours, vers 1455-1460, Paris, BnF, département des Manuscrits, Français 6465, fol. 12 (Second Livre)
— Bataille entre Francs et Danois en 515 / Битва между франками и датчанами в 515 году
L’armée de Théoderic, conduite par son propre fils Théodebert, arrête les envahisseurs danois et les met en fuite. À l’horizon, deux navires ont déjà pris le large. / Армия Теодориха, возглавляемая его сыном Теодебертом, остановила вторжение датчан и обратила их в бегство. На горизонте — два корабля уже отплыли.

Couronnement de Louis VI le Gros. Henri Ier Beauclerc et les envoyés français / Коронация Людовика VI Толстого 3 августа 1108 г. в Орлеане в присутствии прелатов и баронов. Генрих I и французские послы
— Couronnement de Louis VI le Gros
Le 3 août 1108, à Orléans, Louis VI le Gros est couronné par Daimbert, archevêque de Sens, en présence des prélats et des barons du royaume.
— Henri Ier Beauclerc et les envoyés français (sur la droite)
En 1109, lors des démêlés au sujet du château de Gisors qui eurent lieu entre Louis VI le Gros et le roi d’Angleterre, Henri Ier Beauclerc, ce dernier reçoit devant sa tente les envoyés du roi de France. La rencontre a lieu à Neaufles-Saint-Martin, au confluent de l’Epte et de la Levrière.

fol. 223 (Second Livre de Philippe Auguste) expositions.bnf.fr
Prise de Tours en 1189 / Взятие Тура 23 июня 1189 г. армией Филиппа Августа.
— Lors de la campagne que le roi de France mène contre les Anglais, le 23 juin 1189, la ville de Tours est prise par l’armée de Philippe Auguste. Le roi et son cortège entrent dans la ville où flottent déjà les bannières fleurdelisées sur les deux tours qui défendent la porte.

fol. 236 (Troisième Livre de Philippe Auguste) expositions.bnf.fr
Supplice des Amauriciens / Сожжение учеников Амори де Шатра в 1210 году.
— Après avoir été jugés au cours d’un concile réuni à Paris en 1210, les disciples d’Amaury de Chartres, livrés à la justice royale, furent brûlés en dehors de Paris, au-delà de la porte des Champeaux.

Читать еще:  5 советов, которые сделают белую детскую идеальной

Осада Авиньона в 1226 году (слева). Смерть Людовика VIII. Коронация Людовика IX (справа)

— Siège d’Avignon en 1226 (sur la gauche)
En 1226, lors de l’expédition menée par Louis VIII le Lion en Albigeois, la ville d’Avignon est assiégée et prise par l’armée du roi.
— Mort de Louis VIII le Lion
En 1226, au retour de la croisade contre les Albigeois, Louis VIII le Lion tombe malade et meurt au château de Montpensier.
— Couronnement de Louis IX (sur la droite)
Le 29 novembre 1226, à Reims, Louis IX est couronné par Jacques de Bazoches, archevêque de Soissons.

fol. 284v. (Livre de Philippe III le Hardi)
Mort de Saint Louis. Bataille de Tunis en 1270 / Смерть Людовика Святого 25 августа 1270 г.. Битва в Тунисе, 1270 г. (на заднем плане)

— Mort de Saint Louis
Le 25 août 1270, Saint Louis meurt sous sa tente fleurdelisée, devant la ville de Tunis.
-Bataille de Tunis en 1270 (en arrière-plan)
La flotte de Charles d’Anjou, frère de Saint Louis, arrive dans la baie de Tunis. Ces renforts permettront à l’armée du roi de France, commandée par Charles d’Anjou, de remporter la victoire sur les sarrasins devant la ville de Tunis le 4 septembre 1270.

Funérailles de Philippe le Bel / Похороны Филиппа Красивого

— Le 29 novembre 1314, Philippe le Bel meurt à Fontainebleau. Le 3 décembre, il est inhumé dans la basilique de Saint-Denis. /
29 ноября 1314 Филипп Красивый умер в Фонтенбло. 3 декабря он был похоронен в базилике Сен-Дени.

Philippe V le Long et Louis de Nevers. Révolte des pastoureaux en 1320 (на переднем плане). Supplice des lépreux du Languedoc en 1321 (справа)

Retour d’Isabelle de France en Angleterre
— Débarquant au port d’Harwick, Isabelle de France, épouse d’Édouard II d’Angleterre, accompagnée de son fils Édouard, s’adresse aux soldats venus l’appréhender.

Entrée de l’empereur Charles IV à Saint-Denis. / Прибытие в Сен-Дени императора Карла IV, страдающего от подагры, 3 января 1378 г.
— Grandes Chroniques de France, enluminées par Jean Fouquet, Tours, vers 1455-1460
Le 3 janvier 1378, l’empereur Charles IV, souffrant d’un accès de goutte, arrive à Saint-Denis dans une litière noblement attelée, envoyée par Charles V. Le cortège arrive devant l’abbatiale, à l’entrée de laquelle les moines sont groupés pour accueillir l’empereur et son fils.

Charles V partant accueillir l’empereur Charles IV / Карл V приветствует императора Карла IV
— Charles V le Sage, accompagné du Dauphin, de ses frères et de nombreux seigneurs et chevaliers, s’achemine vers la porte Saint-Denis pour aller accueillir l’empereur Charles IV et son fils Wenceslas. /
Карл V Мудрый, в сопровождении дофина, братьев, лордов и рыцарей, движется в направлении ворот Сен-Дени приветствовать императора Карла IV и его сына Вацлава.

Charles V le Sage et l’empereur Charles IV / Встреча Карла V Мудрого и императора Карла IV у ворот Сен Дени
— À la sortie de Paris, devant la porte Saint-Denis, le cortège du roi de France, Charles V le Sage, rencontre celui de l’empereur de Bohême, Charles IV. Les deux souverains se prennent la main pour se saluer.

Читать еще:  Идеи применения кирпича в саду

Banquet de Charles V le Sage / Торжественный обед, данный Карлом V Мудрым в честь Карла IV 6 января 1378 г., в праздник Богоявления.
— Le 6 janvier 1378, jour de la fête de l’Épiphanie, le roi Charles V le Sage donne un banquet en l’honneur de Charles IV, empereur de Bohême, et de son fils Wenceslas, roi des Romains. Le repas a lieu dans la grand salle du Palais en présence de la cour et d’une foule considérable de dignitaires.

Остальные прекрасные миниатюры из Grandes Chroniques de France, enluminées par Jean Fouquet, Tours, vers 1455-1460, Paris, BnF, département des Manuscrits, Français 6465 можно посмотреть здесь.

Художественные миниатюры от Иларии Лафронцы

Войти

Миниатюры

Bibliothèque nationale de France, Latin 1173, two initials from f. 52r. Horae ad usum Parisiensem. France, 1475-1500.

Bibliothèque nationale de France, Latin 1173, two initials from f. 52r. Horae ad usum Parisiensem. France, 1475-1500.

Bodleian, MS. Douce 195, detail of f. 151r (“Pygmalion embraces the statue, as it lies half-undressed on the bed”). Guillaume de Lorris and Jean de Meung, Le roman de la rose. France, end of the 15th century.

The Metropolitan Museum of Art, The Cloisters Collection, 1954. The Belles Heures of Jean de France, Duc de Berry. Herman, Paul, and Jean de Limbourg (Franco-Netherlandish, active in France, by 1399–1416)

The Metropolitan Museum of Art, The Cloisters Collection, 1954. The Belles Heures of Jean de France, Duc de Berry. Herman, Paul, and Jean de Limbourg (Franco-Netherlandish, active in France, by 1399–1416)

Bibliothèque nationale de France, Français 449, detail of f. 56v. Des douze Perilz d’enfer. Illumination attributed to Jean Colombe (c.1430-c.1493)

One minute, you’re chatting with friends. The next minute, a demon has you by the throat and rips your head off.» src=»https://imgprx.livejournal.net/61c87146d014497fe5ce1a420be353cd5ba5e615/Rconj9PKh1VMllatIIYNM2dKTZgE4KDWa6BcZwdhOAg91-Tm6uibObHoaTAigVHw8eacyOb_h-AB1P0IVqho3-ldEf2V-LpwMuY52MUg2oXqTXoWDCeR6k1SNZRGdYCN» />

Colmar, Musée d’Unterlinden. Martin Schongauer, ‘The Harrowing of Hell’, detail from the Altarpiece of the Dominicans, c. 1475.

Trogen, Kantonsbibliothek Appenzell Ausserrhoden, CM Ms. 13, f. 74r (suicide). Johann von Schwarzenberg: Memorial der Tugendt. c.1530/40.

San Marino, Huntington Library, HM 01088, detail of f. 194v. Book of Hours, use of Rome. France, 1500-1515.

San Marino, Huntington Library, HM 01088, detail of f. 194v. Book of Hours, use of Rome. France, 1500-1515.

Bibliothèque nationale de France, Français 20029, detail of f. 15r. Innocent III, De contemptu mundi, sive de miseria conditionis humanæ libri III (translation by Eustache Deschamps). 15th century.

Bibliothèque nationale de France, Français 861, detail of 54r (Aeneas in the underworld). L’Énéide (translation of Octovien de Saint-Gelais). France, 1500.

Источники:

http://foto-history.livejournal.com/4662414.html

http://gorbutovich.livejournal.com/6956.html

http://kardiologn.livejournal.com/399750.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector