Художник доказал, что стимпанк и классическое искусство — это идеальное сочетание
Художник доказал, что стимпанк и классическое искусство — это идеальное сочетание
Стимпанк – стиль в современном искусстве и его особенности
Стимпанк (или паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики. Он охватывает не только стиль одежды, но также и сферу живописи, интерьера, бижутерии и много чего ещё. Можно даже сказать, что стимпанк стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени юноши и девушки не только подросткового, но и более старшего возраста.
Хотя стиль одежды стимпанк считается современным, колыбелью стимпанка считается вторая половина XIX века. Во всяком случае, городские пейзажи викторианской Англии – главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля.
Стимпанк , как направление в искусстве, в целом, акцентирует внимание на механистичности природы , при этом механистичности в стиле ретро . Дирижабли, железные роботы, какими их представляли себе первые писатели-фантасты, зубчатые шестеренки и передаточные валы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары – одним словом, механизмы, из которых практически целиком состоит пространство, являют собой характерный для стимпанка мир, мир-антиутопию. Интересно, что в нем сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается вдетым в рамки прошлого. Образно говоря, чертежи Леонардо да Винчи живут бок о бок с метрополитеном и освоением космоса.
Казалось бы, человеку нет места в этом царстве машин. Но нет, люди здесь тоже присутствуют. Однако на фоне шокирующей неодушевленности они сами кажутся механизмами. В стимпанке человек рассматривается как существо, наделенное множеством пороков. Даже можно сказать, что целиком состоящее из них: грехи алчности, гордыни, зависти, гнева, похоти почти целиком занимают собой человеческую натуру.
Термин «стимпанк» появился в 80-х годах . Однако произведения, ставшие его прародителями, были изданы несколько раньше, в 60-х-70-х годах. Впрочем, если копать еще глубже и рассматривать жанр не с точки зрения современности, а в плоскости механистического описания мира вообще, то сам художественный стиль стимпанк существует очень давно. Научная фантастика XIX века может по праву считаться его прародительницей. Мэри Шелли, Герберт Уэллс и, конечно же, Жюль Верн традиционно относятся поклонниками стимпанками к «отцам-основателям» этого направления.
Мир стимпанка содержит несколько характерных признаков, благодаря которым его достаточно легко опознать или же создать.
Характерными элементами мира стимпанка можно считать технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы, роботы и прочие загадочные механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин – насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
Во-первых, базовый элемент этой культуры – техника в самых разных своих проявлениях. Чаще всего – паровые двигатели и те технические достижения, которые двигаются за счет пара. Этот аспект наиболее важен, т.к. помогает определить характеристику одежды и аксессуаров данного стиля.
Во-вторых, стимпанк может служить своеобразным синонимом урбанистичности. В нем нет никакой природы, зато он наполнен типичными городскими пейзажами. Для стимпанка характерен урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера. Одежда и аксессуары викторианской Англии – это аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах. Рабочие в кепках, куртках, сапогах. Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.
В-третьих, мир стимпанка предполагает некоторое сумасшествие своих обитателей, их гениальность, одержимость делом. Столь распространенные образы спятивших профессоров, помешанных на своих опытах и изобретениях, пришли к нам именно из стимпанка. Многие литературные персонажи, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к данному стилю, все же считаются классическими его представителями: это сыщик Шерлок Холмс и его антагонист профессор Мориарти, Виктор Франкенштейн, Джек-Потрошитель, Дориан Грей.
Стимпанк нашел свое отражение даже в компьютерных играх, что может служить стопроцентным признаком популярности.
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки – «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы).
Выделяют следующие разновидности стимпанка. Альтернативно-исторический стимпанк – основан на стилизации под реальный исторический мир XIX – начала XXвв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк – паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Фэнтезийный стимпанк – описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: (гномы, орки, эльфы).
Большой популярностью сегодня пользуется стимпанк и в живописи, и в скульптуре. Здесь он может тесно переплетаться с сюрреализмом, выражаться через детское очарование примитивизма, или же вбирать в себя элементы футуризма. В целом, основным мотивом, пронизывающим картины в стиле стимпанк является все та же механизация окружающего мира в стиле XIX века. Дирижабли, шестеренки, ржавые трубы, клубы пара, невиданные изобретения – механизируется практически все – от насекомых до Чеширского кота.
В качестве одного из примеров популярности этого стиля, можно ознакомиться с творчеством французского скульптора Пьера Маттера.
Ниже представлены картины выполненные в стиле “стимпанк” (изображения кликабельны)
Стимпанк в интерьере: когда техника становится искусством. Часть I
Дарья Филиппова, журналист BERLOGOS, PR-специалист, автор статей о дизайне интерьера
Я уже больше месяца изучаю стимпанк, но до сих пор не написала ни строчки. Я не знаю, как к нему подступиться, к этому стимпанку. Он оказался настолько необычным явлением современной художественной культуры, что мне даже как-то страшно про него рассказывать: как бы ни упустить основное и не скатиться в стандартный набор «характерных приемов». У меня уже сотни фотографий интерьеров, вещей, картин и девайсов, но структурировать их не представляется возможным: для этого следовало бы вначале структурировать всю информацию о стимпанке. Причем информацию лишь о стимпанке в интерьере. Правда, при любом раскладе не получится обойтись без рассказа о стимпанкерах — людях, которые делают все эти предметы с увлечением сумасшедших изобретателей и подходом настоящих художников.
Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors
Кинетический стимпанк-бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca
Стимпанк — явление сколь обширное, столь и разнообразное. Он присутствует в современной литературе, музыке, живописи, скульптуре, фотографии, кинематографе, дизайне одежды и украшений, предметном и интерьерном дизайне. Стимпанк составляет (однако!) целое направление субкультуры со своими фестивалями, клубами и идеологией. Это поразительно, ведь практически вся одежда, мебель, декоративные штуки и бытовая техника — это хэндмэйд, ручная работа, сделано и оформлено мастерами-энтузиастами в единственном экземпляре. Стимпанк не изучают в курсе истории искусств или истории техники, ему не обучают как ремеслу в специальных училищах. Тем не менее, стиль живет и процветает, а в России — как оказалось — особенно бурно.
Настольные лампы. Артель «Варка подарка»
Настенный светильник. Артель «Варка подарка»
Колонки-долгопелки. Стим-мастер McSim
В нашем детстве была одна удивительная книжка, называлась «Городок в табакерке». Помните? Хотелось без конца рассматривать её иллюстрации, самые что ни на есть сюрреалистические — с печальными колокольчиками, хитрой пружиной и молотками на ножках. Когда эта книга впервые попала мне в руки, я просто потеряла ощущение реальности. Это было открытие, откровение, взрыв, погружение в параллельный мир, живой и удивительный — в Мир Механики.
Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин
Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин
Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин
Когда я начала интересоваться стимпанком, мне всё казалось, что где-то я уже это видела. В итоге главная идея стиля оказалась прочно связана в моём сознании именно с «Городком в табакерке». Мне кажется, примерно то же самое чувствуют мастера-стимпанкеры и их покупатели — приобщение к параллельной реальности, в которой движение и механизмы занимают центральное место. Механика правит в этом мире, во всех областях жизни — от высокого искусства до повседневного быта. Шестерёнки в зацеп, паровые двигатели, шарниры, манометры, вентили, рычаги — даже если они висят на стене в качестве декоративного панно и не работают, всё равно в них заложена эстетика движения, инженерная мысль. Это и есть главное в стимпанке — показать красоту механизмов. Всё остальное рождается из этой идеи либо примыкает к ней.
Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors
Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors
Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors
Показательно, что негласным символом стиля считается шестерёнка. В качестве отдельной фигуры, сама по себе, она вообще существовать не предназначена. Без связи с другими элементами она неустойчива в пространстве. Она создана для динамики, для того чтобы поднимать цепи и двигать стрелки, крутиться и цеплять, передавать импульс. Глубоко философская вещь, если посмотреть на неё с позиций искусства.
Кинетический стимпанк-бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca
Сакральное отношение к движению — мощный мотив обратиться к первоистоку, к тому золотому веку, когда техника только-только появилась, и с её помощью мир преобразился до неузнаваемости. Тогда-то всё как раз начиналось, и потому было особенно прекрасным, незамутнённым, дарящим надежду — как всё, что впервые открыто и бурно развивается. Конечно, речь идёт о промышленной революции XIX столетия, которая привела к всеобщей индустриализации.
Вот почему историзм в стимпанке так важен — это результат идеализированного отношения к технике и всему, что связано с промышленностью. Поэтому только латунь и медь, потёртая кожа и состаренное дерево, заклёпки и ржавчина, дирижабли и подводные лодки, электричество в «первозданном» виде — лампа накаливания и трансформатор Теслы, печатная машинка и старинный барометр. и, конечно, Его Величество Пар. Не просто явление природы, а движущая сила — тот самый Пар, который привёл к прорыву, который научил человека двигать пароходы, автомобили, станки на заводах и фабриках. К паровым машинам наблюдается особо трепетное отношение, что отражено в самом названии: «steampunk» переводится с англ. как «паропанк», «steam» — «пар».
Светильник. Художник, стим-мастер Cory Barkman
«Ретро-футуристическая модель пишущей машинки с функцией телетайпа». Стим-мастер 4444
Кофемашина «Heronus». Стим-мастер Дмитрий Тихоненко
А «punk»? Общее значение не очень позитивное — «отходы, отбросы, что-то ненужное». Применительно к обозначению стиля мнения разделились. Кто-то говорит, что речь идет о низах общества, неотъемлемой части европейской культуры второй половины XIX века — как говорится, хотите воспевать бум промышленности, не забудьте про глобальную урбанизацию, жизнь рабочего класса, расслоение общества и обитателей трущоб — из песни слова не выкинешь. Кто-то считает, что всё проще: речь идет о материалах, из которых делают стимпанковские вещи — отходах механизмов, металлических запчастях, ранее бывших в употреблении.
Скульптура «Ворона». Стим-мастер Harriet Mead
Картина «Паровые киты». Художник Sebastien Hue
И то и другое имеет место быть. Промышленные отходы для новых работ мастера действительно берут из самых разных мест, вплоть до заброшенных заводов и городских свалок. Художественное восприятие города с его достоинствами и недостатками также прочно вошло в эстетику стимпанка. Конечно, ведь только в городе технический прогресс реализуется во всей полноте. Посмотрите на картины — ни на одной вы не увидите зелёных лужаек, белых овечек, рыбака с удочкой и прочих провинциальных радостей. Только хардкор: высоченные небоскребы, целые муравейники из домов, поставленных одни на другие, копоть и дым, металлоконструкции, видавшие виды железо, камень и стекло, суровые люди в потёртых кожаных куртках, шлемах и очках-гогглах. Чтобы проникнуться атмосферой настоящего стимпанковского урбанизма, пересмотрите еще раз мультфильм «Господин Иллюминатор» («Mr. Hablot»): он иллюстрирует эти художественные особенности очень наглядно и прямо-таки по канону.
Картина «La Tour». Художник Didier Graffet
Картина. Художник Didier Graffet
Картина «The city of Alkon». Художник Jan Ditlev Christensen
Есть и третья версия происхождения термина, наиболее возвышенная: «панк» — это протест против обыденности, против сомнительных достижений современного мира, лишающих человека индивидуальности и искренности. Тут мы вступаем в самую сокровенную и таинственную область стимпанка, его святая святых. Истинные стимпанкеры — это не просто любители железяк и прошлого. Это люди, для которых понятия чести и достоинства представляют ценность, неисправимые романтики, верящие в добро и справедливость. Что не мешает им быть сильными и крепкими мужчинами, способными работать с металлом на станках и вручную. Есть среди них и женская часть, но она малочисленна и в основном занимается дизайном одежды и так называемым «клокпанком» — художественной переработкой часов (их внутренней начинки) в произведения искусства. Кстати, это единственное направление стимпанка, реализуемое и на промышленном уровне, в производстве часов-скелетонов, у которых сквозь прозрачный корпус виден работающий механизм.
Декоративное панно в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice
Скульптура в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice
Скульптура в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice
Стимпанк весь соткан из парадоксов. С одной стороны, он имеет ретро-направленность, но с другой — он не копирует мир XIX века, а создает свой. Помните, мы говорили о параллельной реальности? На языке современного искусства это называется ретрофутуризм — представления о будущем, как его видели люди прошлого, или прогресс глазами продвинутого европейца начала XX столетия. Стимпанк берёт старинную эстетику, идеи и материалы, но создаёт абсолютно новую реальность, в которой будто никогда так и не был придуман двигатель внутреннего сгорания, а в дальнейшем — электронные устройства, и промышленное развитие пошло по пути развития паровой техники, а не высоких технологий. Окружая себя предметами вроде «Парового Компа», светильника с манометром и железной собаки, стимпанкеры и их заказчики словно погружаются в параллельный мир, более гармоничный и прекрасный. Фантазия здесь не знает границ, ведь сама фантастика как жанр не имеет никаких ограничений.
«Паровой КомпЪ». Стим-мастер Doberman
Светильник. Художник, стим-мастер Cory Barkman
Скульптура «Собака». Художник Stephane Halleux
А вот ещё одна 3D-картина в соответствующем стиле. Мрачный фон и дым на заднем плане — про это мы уже знаем, про бабочку из металла с заклепками на лапках тоже понимаем. Но почему у неё на крыльях средневековые витражи. На это тоже есть своя причина. Промышленная революция (как вы помните, главный источник вдохновения для стимпанка) наиболее активно происходила в Англии, в искусстве которой на протяжении почти всего XIX и начала XX века властвовал «викторианский стиль». Под ним понимают несколько весьма разнородных направлений, одно из них — неоготика. Отсюда в стимпанке витражи, вытянутые силуэты, стрельчатые арки, драматизм и темные тона. Вообще же викторианство очень эклектично и вобрало в себя многие элементы исторических стилей, а также передовые для своего времени формы и материалы. В литературе по истории интерьера поздний викторианский период назвали «коричневыми десятилетиями», а специфическая атмосфера «как в квартире Шерлока Холмса» стала ассоциироваться с английским стилем вообще.
Картина «The Gothic Butterfly». Художник David Aguirre Hoffmann
Картина «Цеппелины Её Величества». Художник Глеб Александров (Spelle)
Стимпанк – триумф механического искусства
Сочетание механики, воображения и верности викторианскому стилю привели к тому, что появился такой неподражаемый стиль как стимпанк.
Стимпанк это направление самого разнообразного креатива на основе идеи, что мир застыл на технологиях второй половины XIX века и развивал их дальше, достигнув наивысшей точки. Представленная технологичная жизнь буквально кипит: по дорогам мчатся паромобили, в небесах плывут парожабли, в океане ведут бой пароносцы. Английские трущобы, населенные озлобленными фабричными рабочими, серое пасмурное небо, пепельный дым заводских труб-романтический антураж для творцов стимпанка, который представляется весьма аутентично. И из такого мрачного «панковского» направления художники, писатели и дизайнеры создают неподражаемые шедевры практически во всех областях искусства!
AdMe.ru решил собрать для вас коллекцию самых необычных и оригинальных образцов этого направления, которые окунут вас в альтернативный ход истории.
Особое внимание в стимпанке уделяется созданию насекомым из различных механизмов от часов. Так американец Mike Libby создает своих необычных насекомых на протяжении последних 8 лет. Каждая работа сделана в единственном экземпляре и может достигать стоимости 2500$.
Наглядный пример архитектурного шедевра — стимпанк лошадь
Уникальное стимпанк ружье ручной работы «The Unnatural Selector — A Ray-Blunderbuss from Dr Grordbort’s». Стоимость достигает 7900 $
Вариация на тему пистолета
А этим оружием, созданным из множества странных деталей, должны пользоваться поклонники игры Valve Portal.Для его создания в дело пошли антикварные часы-будильник, вешалки, цветочный горшок, различные крышки и лампочки.
Особую популярность в стимпанке также приобрела тема компьютеров и считывающих устройств. Например, представленная клавиатура «von Slatt Original» имеет внешний вид классики стимпанка, но не утратила при этом свой прямой обязанности. Стоит такая всего $1000.
Дизайнер Andy Aaron уже много лет занимается конструированием весьма специфических калькуляторов. Его модели выглядят действительно странно, но и на них находятся покупатели.
Вариации на тему компьютеров Викторианской эпохи.
Телефон в интерпретации почитателей жанра. Слаженные механизмы, шурупы, пружины-неизменный атрибут таких вещей.
Дизайн-студия Freeland Studios создала оригинальную док-станцию для iPhone, стилизованную под старый домашний телефон. iRetrofone позволяет заряжать iPhone и синхронизировать его с ПК.
Внутри этих часов находятся механизмы от компаний SEIKO и Citizen. Необычный вид и поразительная точность.
Стимпанк очки, или как их еще называют гогглы, являются важным атрибутом настоящих ценителей жанра.
Не обошли стороной креативные умы и средства передвижения. Вот такая вариация мотоцикла из нереального будущего.
А этот неподражаемый дом на колесах создала художница Шеннон О’Хара. Прелестная сказочная машина не только привлекает внимание своей индивидуальностью, но и пригодна для жилья.
Стимпанк камера от дизайнера Майкла Грота. Сочетание классики и творческих идей автора.
Кассовый аппарат, который действительно работает.
Любители музыки тоже не остались в стороне. Музыкальные инструменты подвергаются различным экспериментам, в результате которых появляется, например, эта гитара.
Стимпанк сегодня становится модным движением, которое стремительно набирает обороты и превращается в тренд. И хоть паровые машины тяжелы, и зачастую малоэффективны, данное направление в искусстве вдохновляет на творческие подвиги и неважно профессионально ли это выполненный макет лошади или телефон из старых шестерёнок — каждое такое творение, безусловно, приближает и самого мастера и почитателей жанра к любимому миру. А это самое главное.
Источники:
http://deev-art.ru/publ/stati/tematicheskie_stati/stil_stimpank/8-1-0-11
http://www.berlogos.ru/article/stimpank-v-interere-kogda-tehnika-stanovitsya-iskusstvom-chast-i/
http://history-design.livejournal.com/95082.html