История одной старинной заколки из Флоренции

Средневековая Флоренция в Москве: аптека Santa Maria Novella

В Москве открылась аптека, в которой продают не аспирин и гематоген, а ароматы, кремы и настойки, созданные по старинным монашеским рецептам. Олеся Фаррелл побывала в ней и рассказывает, зачем туда надо ходить здоровым людям.
Слово «аптека» ассоциируется у вас с запахом валидола или — в лучшем случае — стеллажами Vichy и Lierac? Теперь в Москве появилось место, которое скорее наводит на мысли о флорентийской династии Медичи — ну или хотя бы о романе «Имя розы».

Одна из старейших аптек мира Officina Profumo Farmaceutica di Santa Maria Novella впервые открыла всем желающим свои двери во Флоренции в 1612 году, то есть четыре века назад. Но основана она была монахами доминиканского ордена еще за 400 лет до того.

Мне самой доводилось бывать в таких аптеках раза два в Италии. Их старинная атмосфера во многом определяется помещением, которое тщательным образом сохраняют и реставрируют, чтобы иметь возможно с гордостью сказать: «вот за этим самым прилавком основатель взвешивал ингредиенты». Можно ли перенести этот дух в современное помещение, воткнув его по соседству с Prada и Louis Vuitton, и не превратиться в очередной пафосный парфюмерный магазин?

Самое интересное в старинной аптеке — это старинные же снадобья. В нескольких рецептах по сей день не поменяли ни буквы; по одному из них готовят стар-продукт, так сказать, фармацевтов-доминиканцев: ароматическую воду Acqua antisterica — от истерии, которой в ту эпоху, считалось, страдает такой несовершенный женский пол. Ее твердый вариант — пастилки, которые впридачу должны освежать дыхание и улучшать пищеварение. Здесь же вы обнаружите и другие крайне нужные и полезные зелья: «Уксус семи воров» для защиты от чумы во время эпидемии и нюхательную соль — возвращать в чувство самых впечатлительных.

Лекарственные травы выращивают и собирают все там же, на склонах холмов под Флоренцией, и перерабатывают на фабрике в трех километарх от штаб-квартиры. Главный ингредиент — «трава Святой Марии» (она же — пижма бальзамическая), помогающая пищеварению.

Есть версия, что именно Santa Maria Novella подарила человечеству парфюмерию: в 1533 году 14-летняя дочь покойного флорентийского олигарха Екатерина Медичи заказывает монахам ароматическое снадобье, способное заглушить смрад Парижа, где вот-вот состоится ее свадьба. Первые духи производят фурор во Франции; о том, прижилась ли новинка и что было дальше, вам рассказывать не надо (В тот же день, кстати, свет увидели первые женские туфли на каблуке — еще один индзаказ миниатюрной невесты — и впервые в мире поданный холодный десерт — джелато).

Сегодня аромат Екатерины Медичи в неизменном виде можно купить — или хотя бы понюхать — в каждом филиале Santa Maria Novella: он продается под названием Acqua della Regina или Classica.

Всего одеколонов, духов, экстрактов и эссенций-абсолю (специально для ароматизации носового платка) наберется больше пятидесяти. Есть и простые и понятные ваниль, жасмин или тубероза, и совершенно крышесносные фантазии типа Nostalgia (увлеченный ретро-автомобилями парфюмер ухитрился спрятать в один флакон запахи и пролитого бензина, и машинного масла, и потертого кожаного сиденья, и полированного деревянного руля). Фирменный аромат аптеки Santa Maria Novella — Melograno (гранат) — можно унести домой во всех возможных форм-факторах: если не во флаконе, то свечой, ароматической палочкой или даже в терракотовом горшочке, который пропитывался этими духами месяц и теперь благоухает сам по себе, совсем без вашего участия.

Еще один бестселлер, дающий фору даже продвинутой современной бьюти-индустрии — порошок корня флорентийского ириса (почему-то именно эта разновидность ириса считается ультраценной). Есть помол более крупный, который можно использовать как скраб для тела, или совсем мелкий — это уже скраб для лица, осталось только добавить масла: Santa Maria Novella предлагает масло сладкого миндаля.

Средневековая аптека при этом не забывает шагать в ногу с двадцать первым веком — ассортимент впечатляет. Соли для ванны, лосьоны и кремы для тела. Шампуни, кремы до и после бритья, зубная паста. Цветочная вода — чайной розы, флердоранжа или той самой «травы Санта-Мария». Душистые пластины-таволетте для платяных шкафов и гардеробных: в натуральный воск влиты бутоны розы, веточки лаванды или сушеные тосканские травы. Чай, шоколад и ликеры. И даже: средства для загара и после загара, детские шампуни и лосьоны, и — отдельная линия для домашних животных: кошкам — дезородорант «Роза», собакам — «Белый мускус» -)

Самое главное — знающие абсолютно все, от состава до истории, консультанты: я минут десять не отпускала милейшую Марину Русланову, потому что было полное ощущение, что я слушаю опытного гида в музее. Очень рекомендую заглянуть: практически машина времени в средневековую Флоренцию.

Весь прайс-лист привести невозможно, ассортимент огромен, так что вот для примерного ориентира: пастилки Santa Maria Novella в жестяной банке — 1125 рублей, ароматы — около 10 000 рублей за 100 мл, косметические средства от 1000 рублей, цветочная вода — от 2000 рублей, разнообразные ароматы для дома — от 2000 рублей.

Читать еще:  Делаем уборку на кухне и в ванной комнате с помощью народных средств

Базилика Санта-Мария-Новелла

Архитектурный комплекс базилики Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) входит в число самых популярных достопримечательностей Флоренции.

Величественное здание храма, выполненное в романско-готическом стиле с элементами, характерными для эпохи раннего Возрождения, широко известно за пределами Италии. Миллионы туристов со всего света приезжают в столицу Тосканы, чтобы воочию увидеть знаменитый памятник истории и архитектуры, и восхититься произведениями искусства XIV-XVI веков, украшающими интерьер базилики.

Где находится достопримечательность

Главная доминиканская церковь Флоренции находится в западной части города, на одноименной площади Piazza Santa Maria Novella, рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Здесь расположен центральный вход в здание храмового комплекса. Задний фасад базилики, отличающийся суровыми и лаконичными чертами готического стиля, выходит на площадь Piazza della Stazione.

Билеты и время работы

Базилика Санта-Мария-Новелла открыта для посещений с понедельника до субботы с 09:00 до 17:30, а в воскресенье с 13:00 до 17:30. В период с апреля по сентябрь храм работает до 18:30-19:00. Билетные кассы закрываются за 45 минут до окончания работы.

Взрослый билет стоит 10 евро, молодежи с 11 до 18 лет – 7,5 евро, детям до 10 лет включительно – вход бесплатный.

В даты религиозных праздников: 1 и 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 и 25 декабря и католическую Пасху – храм открыт до 13:00 только для верующих, проводятся торжественные богослужения.

Экскурсии

Рекомендую посещать базилику Санта-Мария-Новелла с индивидуальной экскурсией. Стоимость 150 евро, продолжительность около 2,5 часов.

Во время индивидуальной экскурсии по базилике вы узнаете:

  1. Почему на фасаде церкви «плывёт кораблик»
  2. Что такое перспектива и для чего она нужна
  3. Когда начинался флорентийский Новый Год
  4. У кого и как учился юный Микеланджело
  5. О чем поспорили Донателло и Брунеллески
  6. Какое отношение имеет эта базилика Санта Мария Новелла к православию
  7. Как лечились в средние века
  8. Где и почему появились первые в Европе ароматы
  9. Как назвали французы Катерину Медичи
  10. Почему самый известный флорентийский ликер ярко-алого цвета.

История строительства

Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.

Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).

Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).

Автор цикла фресок, повествующих о становлении церкви и важных библейских событиях – живописец Андреа Бонайути (Andrea Bonaiuti). Единый монументальный ансамбль, охватывающий все стены и свод капеллы, великолепно сохранился до наших дней.

Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.

В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).

По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.

Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:

Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.

Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.

Читать еще:  Дома с эркером: фото

Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Интересные факты

Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:

  1. Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
  2. Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.

    Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции.
  3. Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.

Старинные названия золотых монет

При упоминании дублонов, дукатов, гульденов и других старинных денежных единиц в исторической и приключенческой литературе, в детстве у меня возникало ощущение чего-то тяжелого и надежного, как будто бы я держал их в руках. Со временем я узнал много нового о монетах, истории их происхождения, путях распространения. Например, что Монета – одно из имен Юноны, которое означало «советница», древнеримские мастерские по чеканке денег находились как раз неподалеку от храма богини, английское слово money тоже восходит к Юноне. Или что знаменитые пиастры — вовсе не золотые, а серебряные монеты (от ит. piastra d’argento — плитка серебра). Сегодня хочу рассказать именно о золотых монетах.

На заре средних веков золотые монеты чеканились лишь в Византии и развитых Исламских странах. Европейские монархи обходились серебром. Но назревали предпосылки, способные это изменить. Одна из них — крестовые походы против Ислама. Завоевание Константинополя мусульманами в XIII столетии привело к смещению экономического равновесия в сторону Западной Европы. Одновременно возрос приток желтого металла из африканских копей и недавно разведанных европейских месторождений.

Первые старинные золотые монеты – флорины – появились в Италии в 1252 году. Во Флоренции начали выпускать монету из драгоценного металла весом 3,53 грамма. На аверсе присутствовала лилия – герб итальянского города, а на оборотной стороне – святой Иоанн Креститель (покровитель города). Золотой флорентийский флорин просуществовал 300 лет и всегда оставался самой прочной и конвертируемой валютой на международном рынке, так как выпуск монеты очень строго контролировался. Но для повседневной жизни он не годился, из-за своей большой ценности. Поэтому сосуществовал с серебряными монетами.

Идея чеканить и расплачиваться золотыми монетами между странами понравилась другим европейским государствам.В различных странах «флорины» трансформировались в названия других денежных единиц. Так, венгерское название флорина «форинт» стало обозначать национальную валюту, в Австрии гульдены на монетах и в финансовых документах обозначались аббревиатурой Fl., что представляет собой производное от «флорин».

Гульден (от нем. gulden — золотой) устаревшая денежная единица Австрийской империи, ряда немецких государств, швейцарских кантонов, Нидерландов и их колоний, в частности нидерландских Ост-Индии, Антильских островов, Новой Гвинеи и Суринама, а также вольного города Данциг. Прообразом гульдена стал «Fiorino d’oro» (флорин), одна из наиболее распространённых золотых монет средневековой Европы. Следует отметить, что термин «золотой» в самой разнообразной транскрипции стал обозначать целый ряд денежных единиц. Так, латинское слово Aureus закрепилось за ауреусами. То же самое можно сказать о польских злотых, луидорах и др. денежных знаках. Первоначально гульденом назвали золотую монету, чеканившуюся в Германии с XIV века в подражание золотому флорину. В конце XV столетия была выпущена первая крупная серебряная монета, которая по стоимости содержащегося в ней серебра была эквивалентной золотому гульдену. Впоследствии гульдены чеканили преимущественно из серебра.

Читать еще:  В последнюю минуту: 20 крутых идей для новогодней вечеринки

Как и в Германии, в Нидерландах первые золотые флорины чеканились по образцу флорентийской монеты. Здесь они также стали называться гульденами («золотыми»).

Дукат (от лат.Ducatus — герцогство) — итальянская и венгерская, позднее австрийская и нидерландская золотая монета, которая чеканилась с 1284 по 1914 гг.

Первая монета, которую стали называть дукатом, была отчеканена из серебра Руггеро II Сицилийским, герцогом Апулии в XII веке от Рождества Христова. Она несла на себе надпись на латыни с девизом «SIT TIBI CHRISTE DATUS QUEM TU REGIS ISTE DUCATUS», что означает «Герцогство, управляемое тобой, Господи, посвящает себя тебе».

Дукат получил широкое распространение в Европе, Ближнем Востоке, Египте и даже далекой Индии благодаря своей универсальности. Стандарт золотого дуката был неизменен — 986-я проба и 3.5 грамма. Только позднее стали выпускать кратные денежные единицы от великана достоинством в 100 дукатов, до крохотной монетки в 1/32 дуката.

При этом форма, изображение и государственная принадлежность дуката менялась в широких пределах. Он был и круглой, и квадратной формы. Его чеканили такие вольные города, как Рим, Венеция, Флоренция, Генуя, а так же большая часть европейских государств и даже Россия. Выпускались дукаты и в азиатских государствах. Многочисленные эмитенты даже не меняли при чеканке оформления и надписей, копируя чужие дукаты в интересах торговых связей.

Именно дукаты дали возможность иметь универсальную международную валюту для торговли по всему миру без ограничений. Без них мир никогда не стал бы таким, каким мы его видим сегодня.

Функции дуката позже взял на себя британский фунт стерлингов, а потом американский доллар.

Дублон (исп. doblón — двойной) — испанская золотая монета достоинством в 2 эскудо, откуда и происходит название. Чеканка монеты началась в 1537 году и продолжалась до 1848 года.

Дублон был очень популярен как в Европе, так и в испанских владениях Нового света, вскоре так стали называть все испанские золотые монеты.

Дублон стал главной монетой межконтинентальной латинской торговли, так называемым пиратским золотым 16-17 вв.Во времена колонизации Нового света дублон играл роль отведенную доллару в наше время — именно его считали резервной валютой. По этой причине большое число монет было спрятано.

Позже этот факт сбережений дал повод для множества историй о пиратских кладах, в которых зачастую фигурирует именно этот тип монет.

По образцу дублона, носившего во Франции название пистоль, был создан золотой французский луидор и некоторые другие типы золотых монет стран Европы.

Эскудо – испанская золотая монета. Годы чеканки: 1535-1833. Первая чеканка была произведена в Барселоне. Монета, как уже было сказано, состояла из золота и весила почти 3.4 граммов.

При правлении Филиппа II монета эскудо стала основной золотой монетой Испании, а ее курс, в связи с ростом цены на металлы, вырос. Но из-за длительных войн и неграмотной финансовой политики Испания в XVI веке целых четыре раза объявляла дефолт.

Сложная экономическая ситуация отчасти произошла из-за большого притока металлов из Испанской Америки, именно их переизбыток вызвал удешевление эскудо и стал причиной инфляции.

Луидор (от фр.Louis d’or — золотой Луи) — старинная золотая монета Франции, впервые отчеканена по образцу испанского пистоля в 1640 г. при Людовике XIII. Монета должна была чеканиться из золота 916-й пробы, но фактически проба монеты почти всегда занижалась. На аверсе обычно изображался портрет короля, реверс постоянно менялся (крест, построенный из восьми букв «L», увенчанный четырьмя коронами; скипетр и лилия; мальтийский крест и др.).Французская республика сохранила монетную стопу луидора, но изображен на них гений республики. В 1803 г. луидор был заменен наполеондором (1 наполеондор равнялся 20 франкам). Наполеондор даже после поражения Наполеона копировался по весу, номиналу и размеру в России, Австро-Венгрии, Бельгии, Италии и других странах Европы.

Торговцами и менялами в эпоху средневековья могли стать только очень способные личности. Ведь они имели дело сразу со множеством проблем, которые нашим современникам и не снились: старые и новые монеты, узкие (выпущенные до 1422г.) и широкие (отчеканенные после), с большим или меньшим содержанием серебра, с подделками, с равноправным хождением монет других городов и государств, с сосуществованием не взаимозаменяемых золотой и серебряной системы, с реальными и номинальными учетами, с опасностью хранения и перевозки денег.

Нам же сейчас нужно заботиться только о их наличии.

Деньги пиратов: Пиастры, Дублоны, Эскудо

Гулецкий Д.В. 100 самых известных монет мира

Источники:

Средневековая Флоренция в Москве: аптека Santa Maria Novella

http://italy4.me/toscana/florence/basilica-di-santa-maria-novella.html

http://pikabu.ru/story/starinnyie_nazvaniya_zolotyikh_monet_7183232

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector