Книжное искусство — миниатюры Brian Dettmer
Брайан Деттмер. Искусство
книги
Книги часто называют сокровищницами знаний. В старину они ценились больше золота, но в наш век электронных технологий им уделяется все меньше внимания. Художник Брайан Деттмер (Brian Dettmer) в своих произведениях раскрывает бумажные издания с совершенно новой стороны.
Брайан Деттмер родился в штате Иллинойс. В 1997 году он получил степень бакалавра в области изобразительного искусства в Колумбийском колледже Чикаго. Изначально юноша увлекался живописью, но в итоге нашел себя в художественной резьбе по книгам. Он создает из старых томов новые произведения, непосредственно используя при этом их содержание. Брайан говорит о переосмыслении книг в своих работах:
«Предназначенная им роль уменьшилась или стала совсем ненужной, и они часто существуют просто как символы идей, которые представляют, а не как настоящие носители смысла… Когда функция объекта устаревает, появляется необходимость нового подхода к его форме и содержанию»
Материалом для его произведений чаще всего становятся антикварные издания. Для кого-то это может показаться святотатством, но старинные книги чаще всего пылятся на полках без дела как предмет гордости хозяев. Художник же в прямом смысле слова раскрывает миру их содержание, минуя плотную обложку. До того как начать работу Брайан изучает книгу от корки до корки и картографирует ее содержимое. И только после этого он приступает к воплощению своей идеи. Каждый лист он обрабатывает лаком, обеспечивая прочность произведения, а глубокие прорези в толщах страниц создают ощущение трехмерности объекта.
Одной из самых эффектных является его работа «Новые книги знаний» (New Books of Knowledge), созданная из многотомной энциклопедии. Обложки, собранные полукругом, поддерживают страницы, которые напоминают прихотливые волны. Этот поток открытий, совершенных человечеством, по центру раскрывается драгоценными иллюстрациями, радующими глаз своими красками. Рассматривая разноцветные картинки, зритель ощущает себя ребенком, листающим первую в жизни книгу.
Для своих произведений Брайан Деттмер использует не только издания с картинками, атласы и медицинские справочники, но и, казалось бы, совершенно обычные словари. Работа «Судьба Далеко Быстро Падение Окончательный» (Fate Far Fast Fall Final), вырезанная из тома, посвященного букве «F», носит глубокий философский оттенок. Слова, изначально соседствовавшие на страницах одной книги, оказываются связанными единой логикой, погружая зрителя в размышления.
Многотомные издания, в свою очередь, в руках Брайана могут стать не просто композицией, а настоящей скульптурой, как это произошло в случае работы «Гролье» (Grolier): одинаковые по своим параметрам, книги становятся вместилищем для бюста, вырезанного из страниц.
Хотя чаще всего Брайан использует книги, они являются не единственным материалом для его произведений. У художника есть целый ряд работ, выполненных из устаревших аудиокассет. Из них был изготовлен скелет человека (Skeleton) в натуральную величину. Это произведение кажется не таким ярким, но зато подчеркивает неординарность мышления мастера.
Произведения художника неоднозначны и вызывают разную реакцию. Брайан добился признания крупнейших библиотек и музеев мира, таких как Музей искусств и дизайна в Нью-Йорке и Библиотека Бернем в Чикаго, а его произведения подталкивают зрителей к переосмыслению привычных вещей.
Все это свидетельствует, что Брайан Деттмер — один из ярких представителей нестандартных направлений искусства, который в равной мере ценит красоту внешней формы и внутреннее содержание.
Деттмер Брайан (Brian Dettmer): Скульптуры из книг
Всё, что нужно этому скульптору для работы – книги, набор хирургических инструментов, акриловый лак и клей пва, а результаты его «операций» напоминают архитектурные проекты замысловатых форм.
Трудно сказать, чем в точности обусловлено распространение столь активного преобразования книг из объектов литературного искусства в арт-объекты. Кто-то считает, что это результат обесценивания литературы в целом, другие, как и Брайан Деттмер, уверены, что это последствия перехода на цифровые форматы. Но, скорее всего, всё дело в открывшихся возможностях самореализации современных художников и их незацикленности на традиционных материалах и способах самовыражения.
Брайан Деттмер, как и Корзер-Робинсон, ничего не добавляет в свои книжные инсталляции, используя исключительно имеющееся содержание книг, вырезая только то, что считает лишним, добиваясь того, что его скульптуры из книг приобретают весьма футуристические очертания.
Сам скульптор родом из Чикаго, но сегодня проживает в Атланте, где, соответственно, и проводит в своей мастерской опыты по превращению стареньких томов в скульптуры из книг.
Брайан не замыкается в рамках одной только техники исполнения – в поле его творческого зрения попадают и другие устаревшие носители информации. Так он перепаивает в объёмные скульптуры старые магнитофонные кассеты, используя и плёнку из них в декоративных целях.
Сам он сравнивает в своих работах устаревшие носители информации с отжившими свой век вымершими животными, в память о которых он и создаёт свои скульптуры из книг. Таким образом он не только пополняет современную арт-копилку, но и сохраняет старые тома книг, предназначенные для уничтожения, во времени для потомков.
Скульптуры из книг Брайана Деттмера, благодаря поддержке блогеров со всего мира, получили широкую известность, были замечены критиками, заслужили уже множество наград, представлены несколькими постоянными экспозициями в разных университетах культуры и, даже, институте хирургии, и путешествуют по свету в виде передвижной выставки. Впрочем, скульптуры из книг можно и купить.
КНИЖНЫЙ ХИРУРГ и его скульптуры | Brian Dettmer
В своей студии в Атланте, американец Брайан Деттмер (Brian Dettmer), известный как “Книжный хирург”, используя ножи, пинцеты и хирургические инструменты, создает из книг сложные трехмерные интеллектуальные скульптуры.
Как скульптор работает с глыбой мрамора, так и Брайан берет книгу за основу и отсекает все ненужное, оставляя то, что, замысловато переплетаясь, создает поразительные арт-объекты. Все началось в преддверии 2000 года, когда 25-летний художник начал создавать интеллектуальные коллажи. Он часами просматривал газеты в поисках смысловых кодов и неожиданных языковых систем, а потом фрагменты рваных газет клеил на холст.
В какой-то момент в ход пошел старый телефонный справочник. Все изменилось в тот момент, когда он обратил внимание на саму изрезанную книгу. Теперь его заинтересовало не то, что он вырезал, а то, что осталось. С этого момента в его творчестве началась новая эпоха.
Переход от газет к книгам не был простым. Ведь разрушение книги в основном люди рассматривают как акт вандализма. Первое время художник ощущал внутренний дискомфорт и чувство вины, поэтому работал только со старыми телефонными книгами и каталогами.
Теперь, он не чувствует себя виноватым, так как знает, что работает только с тем, что полностью утратило свою функциональность и актуальность: энциклопедии, словари, учебники, научная литература, медицинские руководства, книги по истории, атласы, комиксы, … Но считает себя обязанным уважать материал и использовать его достойно.
Вдохновение для скульптур художник получает от самих книг. Брайан начинает работу с поиска скрытого потенциала книги. Сначала анализируется размер, обложка книги, название, содержание, качество иллюстраций, тип бумаги, а главное общее ощущение от книги. При этом художник старается брать малознакомые книги, считая, что это дает шанс обыграть объект с неожиданной стороны.
Учитывая стиль книги, Брайан создает определенный набор принципов для конкретной работы, чтобы направить творческий процесс в нужном русле. При этом он никогда не планирует заранее использование конкретной страницы или изображения. Все происходит спонтанно, в процессе работы. Он начинает с фиксации края книги клеем. Потом работает с каждой страницей, вырезая выбранный объект на одной странице, он уже ищет идеи и образы на следующей.
Художник принципиально не имплантирует в работу фрагменты других печатных изданий. Он как скульптор только удаляет лишнее, выстраивая новые отношения внутренних элементов книги. Он продолжает особое внимание уделять тексту в поисках новых смысловых направлений. Ежедневно сотни или тысячи раз в процессе работы текст и изображение соединяются неожиданным и мощным образом. Слова могут функционировать как изображения, а иногда иллюстрации меняют смысл фраз, вызывая странные ассоциации.
В течение нескольких лет Брайан Деттмер был сосредоточен на резьбе одной книги, постоянно меняя уровень своего художественного вмешательства. Но в последние годы его искусство стало еще более амбициозным. Теперь он использует наборы книг для создания полноценных скульптур из книжных массивов. По сути, в творчестве художника начался третий этап.
В работе он использует множество приемов: складывание, сгибание, прокатку, укладку одной или нескольких книг, сварку, склейку и шлифовку для создания различных форм. Законченные скульптуры покрываются несколькими слоями лака. Весь процесс может занимать от недели до года. Поэтому Деттмер, как правило, работает на нескольких скульптурах сразу и проводит до 50 часов в неделю в своей студии. Иногда бывают проекты, которые ждут своего часа года, прежде чем он поймет четкое направление работы.
В последние годы сам Брайан все реже читает книги, а все чаще слушает аудио книги во время работы в студии. Теперь роскошь чтения традиционных книг, он может себе позволить только когда путешествует. Он так и не смог адаптироваться к электронной книге.
Скульптор из Сан-Франциско Алексис Арнольд (Alexis Arnold) с самого своего окончания Института искусств заинтересовалась вопросам, что мы, люди, можем передать своим далеким потомкам
Источники:
http://artifex.ru/%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B0%D0%BD-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BC%D0%B5%D1%80/
http://dotart.info/ru/articles/dettmer-brajan-brian-dettmer-skulptury-iz-knig