Личный дом Тотана Кузембаева: эксперимент в деревне Новая

Экспериментальная усадьба по проекту Тотана Кузембаева

Усадьба Клаугу Муйжа для семьи Петра Авена — экспериментальный проект Totan Kuzembaev Architectural Workshop на берегу двух латвийских озер.

Один из самых самобытных российских архитекторов Тотан Кузембаев реализовал в Латвии проект, поражающий масштабом. Взяв за основу устоявшуюся типологию усадьбы, мастер исполнил ее в новых формах. Несколько построек связаны в сложную композицию, окружающий ландшафт — ее полноправный, а возможно и главный участник.

«Первый раз я увидел это место из окна вертолета, — рассказывает архитектор. — Вид меня поразил: холмы, озера, фантастически красивое место. Инициатором строительства была Елена, жена, Петр, естественно, был занят работой. Сделав генплан, мы с Еленой уже на месте решали, что и где ставить. По сути, повторили старую планировку: посмотрели и поняли, что тут все правильно сделано, и ничего нового придумывать не надо.

Плюс были еще разные дополнительные соображения — конструктив, особенности почвы, требования по охране окружающей среды. Старались ничего не испортить, не разрушить — следовали принципу «не навреди».

На территории усадьбы расположены четыре основные постройки: семейный дом, гостевой дом, спа-комплекс, павильон охраны. Семейный дом — вершина иерархии, самый сложный и по архитектуре, и по внутренней отделке. Он возведен на том же холме, что и жилище прежнего хозяина, но больше его примерно в десять раз: площадь старого дома 60 кв. метров, Елена и Петр хотели 500–600. Чтобы уместить необходимые объемы, архитектор запланировал два консольных выноса. Новый дом словно парит над старым местом с двумя раскрученными объемами, которые смотрят на два озера.

«Банно-оздоровительный комплекс» поставлен там, где у прежнего владельца была баня. «Принцип деревни там раньше был: маленькие скромненькие домики на природе. Но понятно было, что это не подойдет — не соответствовало требованиям заказчика. Нужен был фитнес-центр, бар и так далее», — говорит архитектор Тотан Кузембаев.

«Доверие к тебе как к архитектору — редкая вещь. Ведь у нас многие заказчики как начинают: у меня свой вкус, я знаю, как надо сделать. А здесь был другой подход: только мягкое «наше пожелание — такое» и, как говорится, ни в чем себе не отказывай. Когда ты вот так с заказчиком на одной волне, это — счастливый момент в жизни».

Архитектор Тотан Кузембаев родился в Арысском районе Чимкентской области, недалеко от космодрома Байконур, в семье кочевников. Первый дом сложил из кирпича-сырца в 15 лет. Как рассказывает сам Кузембаев, приехав в Москву в 1976-м, он и не думал становиться архитектором. О такой профессии толком не знал, хотел быть художником. Но в Суриковке и Строгановке требовали, помимо рисунка и композиции, какой-то «натюрморт», а в МАРХИ — нет.

Кузембаев окончил МАРХИ, отделение «Градостроительство». В 1980-х прославился «бумажными» проектами, выиграл конкурс в Японии. В 2002-м основал свою мастерскую.

Читать еще:  Идеи мини-огорода у себя на кухне

В своих проектах архитектор развивает идеи конструктивистов. Совершенной экопостройкой считает юрту (выставлял ее на Венецианской биеннале в 2008 году). Строит из дерева, камня, кладет травяные и гонтовые кровли. Придумал деревянные кирпичи. Любимыми современными архитекторами называет своего друга, швейцарца Петера Цумтора, и китайца Гари Чанга — мастера маленьких объектов камерного масштаба; вместе с ним он проектировал «Дом-экспресс» в подмосковном поселке «Курорт Пирогово».

В публикации использованы фрагменты из интервью Тотана Кузембаева Александру Иванову, опубликованного в альбоме «Клаугу Муйжа» издательства Tatlin.

Интерьер

Современные интерьеры, дизайнерские проекты квартир, идеи лучших интерьеров спальни, кухни, прихожей. Дизайны интерьеров в современном стиле в фотографиях на ELLE Decoration.

Дом в Подмосковье: проект Тотана Кузембаева

Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева спроектировала экологичный дом для подмосковного комплекса Berta Spa Village

Когда Тотана Кузембаева спрашивают о его биографии, он часто отвечает: «Родился в степи, учился в МАРХИ, работаю архитектором». Один из главных на сегодняшний день специалистов в области деревянного строительства в России вырос в Казахстане. Вернувшись из армии, Кузембаев переехал в Москву — учиться. Решив стать художником, он выбрал из cоветcких вузов Строгановку и Суриковское училище.

«В последний момент меня смутил один пункт в списке экзаменов — этюд, — вспоминает Кузембаев. — Тогда я не имел ни малейшего представления, что это такое. В Московском архитектурном институте этюд не значился, туда я в итоге и поступил на отделение градостроительства.

Вот так решилась моя судьба». В прошлом году мастерская архитектора отметила 10-летний юбилей. Проекты Кузембаева получили признание как в России, так и за границей. Чтобы увидеть одну из последних его работ, мы отправились на Истринское водохранилище.

Гостиничный комплекс Berta Spa Village состоит из пяти коттеджей, оформленных в едином ключе, уютного ресторана с летней террасой, спускающейся каскадом к воде, а также банного комплекса, расположенного вблизи небольшого пляжа. Все гостевые домики имеют одну общую черту — деревянный торец с рисунком в виде пазла, сложенного из тонированных досок лиственницы.

Когда прогуливаешься между коттеджами, взгляд то и дело натыкается на эти необычные деревянные фрагменты, мелькающие между стволами старых сосен. «Это такая игра для взрослых! — рассказывает Кузембаев. — На самом деле задача, которую поставил перед нами заказчик, была предельно проста: число построек в будущем планировалось увеличивать, и мы должны были предложить универсальное архитектурное решение, которое было бы выгодно тиражировать.

Тема «пазла», складывающегося из фрагментов, по смыслу идеально вписалась в эту концепцию». Одноэтажные и двухэтажные каркасные дома с вентилируемым фасадом покоятся на опорах, возвышаясь над уровнем земли. Таким образом, природный ландшафт остался почти не тронутым. Дома как следует утеплены и сдаются в аренду зимой: чтобы добиться максимального комфорта, было решено использовать в два раза больше утеплителей, чем это необходимо по российским строительным нормам.

В летнее время можно использовать террасы на кровлях, часть которых озеленена. Все ограждения — прозрачные, стеклянные, чтобы ничто не мешало любоваться видом. И это не единственная открытая площадка: с южной стороны к домам также пристроены террасы, попасть на которые можно из гостиной.

Читать еще:  Сало засоленное в рассоле горячим способом

«Для меня качество загородной жизни определяют не кресла и диваны, а виды, открывающиеся из окон дачи: с террасы или балкона, — говорит Кузембаев. — Этот дом — весь как нараспашку. Даже ванную мы не побоялись сделать с окном — ее расположение изолированно, так что это никого не смущает. Я считаю: если уж выехал на природу, не стоит баррикадироваться. Я бы и заборы везде заменил живыми изгородями». Во внутренней отделке коттеджей в первую очередь обращают на себя внимание массивные клееные балки, составляющие часть конструктивной схемы каркасного дома. Из мебели в комнатах только самое необходимое.

«Интерьер гостевого дома — это тоже своего рода пазл, только незаконченный. Его под себя складывают сами жильцы», — говорит архитектор. Еще одна интересная деталь в планировке двухэтажного коттеджа — дублирующие друг друга лестницы. Одна расположена рядом со спальней — по ней можно подняться на второй этаж, другая, наружная, ведет из прихожей прямиком на второй этаж и террасу на крыше.

Такой прием позволяет арендовать коттедж как целиком, так и поэтажно. «Природа в этих местах по-настоящему русская, нетронутая; кроме того, рядом — большая вода, — говорит Тотан. — Это крупные города нуждаются в представительских зданиях, а в лесу и на воде может существовать только такая, очень лаконичная и понятная архитектура. Я за нее стою горой».

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

БЛОГ ДОРИС ЕРШОВОЙ

home design, decor, architecture

Вдохновение от ТАТАНА КУЗЕНБАЕВА. Дом “Макалун”

Трудно себе представить современного архитектора, который не знал бы это имя – Татан Кузенбаев.

Творчество и самобытность этого автора, на мой взгляд, восхищают своей нестандартностью, оригинальностью прочтения каждой темы и родством с архитектурным наследием советского конструктивизма. А тема экологичности в архитектуре – ведущая в каждой постройке Татана. В этом посте привожу статью с archi.ru о его доме под названием “Макалун”.

В курортном поселке «Пирогово» близ Клязьминского водохранилища появился жилой дом с интригующим названием «Макалун». Его автор Тотан Кузембаев в очередной раз продемонстрировал виртуозное обращение с деревом, при этом неожиданно наделив свое новое творение чертами, присущими китайской архитектуре.

информация:

архитектор:

Тотан Кузембаев

мастерская:
проекты:
авторский коллектив:

Курорт «Пирогово» давно не нуждается в отдельном представлении – и так понятно, что дом «Макалун» сразу попал в более чем достойную компанию произведений современной архитектуры. Участок, на котором Тотан Кузембаев должен был построить свой очередной деревянный объем, расположен недалеко от береговой линии водохранилища, на основной территории комплекса, рядом с дорогой, идущей через лесной массив. Соответственно, именно водоем и дорога стали отправными точками в поисках оптимального места для будущего дома. Кузембаев развернул его южным фасадом к водохранилищу, благодаря чему из дома открывается прекрасная панорама. При этом «Макалун» аккуратно вписан между деревьями и подступает почти вплотную к дороге: архитектор стремился максимально сохранить сосновый лес, занимающий большую часть участка, поэтому дом уступами спускается к дороге, обходя и сохраняя многочисленные мачты сосен.

Читать еще:  Апартаменты мечты: пять вдохновляющих примеров из популярных фильмов

Архитектура двухэтажного дома общей площадью порядка 1200 кв.м выглядит простой и логичной – чистая форма основного объема, пологая двускатная кровля, просторные террасы и балконы с изящными деревянными ограждениями, панорамное остекление. Дьявол, как говорится, в деталях – в скрупулезно проработанных мелочах отделки, демонстрирующих высочайший уровень мастерства архитектора и невероятное разнообразие примененного дерева – материала, ставшего для Тотана Кузембаева брендовым. Так, вся наружная отделка дома, исключая стеклянные поверхности витражей, выполнена из шпунтованной доски красного дерева. Ширина и плотность расположения деревянных реек разнится, местами складываясь в легкую решетку, а местами переходя в глухую стену. Из дерева формируются и полупрозрачные ширмы, в ночное время подсвеченные множеством светильников. Кстати, сам этот элемент – ширма, – вполне китайский по духу и происхождению, был введен в архитектуру дома именно благодаря своей «национальности».

Южный фасад здания, обращенный к воде, предсказуемо более открытый. Ряд стройных рустованных колонн, по всей высоте опоясанных тонкими деревянными ободками, грациозно поддерживает навес второго этажа над широкой террасой. По цвету и толщине колонны почти идеально соотносятся со стволами сосен, вплотную подступающими к зданию. Бросив на дом мимолетный взгляд, не сразу отличишь рукотворные «стволы» от настоящих.

Обширное остекление южного и северного фасадов открывает дом одновременно на лес и на береговую линию водохранилища, проводя мягкую границу между зданием и природным окружением. Сам архитектор называет эти расположенные друг напротив друга витражи жабрами, благодаря которым дом наполняется воздухом и светом днем, а ночью сам превращается в источник освещения.

Планировка дома с двумя надземными и одним подземным этажом не выходит за рамки представлений о традиционном загородном жилище. В этаже, расположенном на уровне земли, сосредоточена общественная часть – гостиная, столовая и кухня, наверху разместились спальни и рабочий кабинет, подвальная часть превращена в зону досуга с бассейном, домашним кинотеатром и прочими сопутствующими развлечениями. Архитекторы мастерской Тотана Кузембаева освоили подземное пространство по просьбе заказчика, а два больших атриума помогли превратить подвал в полноценный жилой этаж.

Интерьеры дома заслуживают особого внимания. Чего стоит хотя бы камин, формирующий все пространство гостиной. В нем архитектор развивает основную тему экстерьера дома «Макалун», искусно сочетая дерево и стекло, которые изгибаются в причудливые волны. Волнообразная поверхность камина – это, по словам Тотана Кузембаева, еще один реверанс в сторону Китая: с одной стороны – плавные изгибы напоминают вершины величественных китайских гор, с другой – стеклянные просветы между дубовыми досками вкупе с эффектной подсветкой рождают ассоциации с небоскребами современного Шанхая или Пекина. Тут же, в гостиной, расположена легкая, ажурная лестница, ведущая на второй этаж. В ней, пусть и отдаленно, но тоже присутствуют традиционные китайские орнаменты.

Рассказывая о своем проекте, Тотан Кузембаев заметил, что заказчик мечтал не просто о месте жительства, но о доме, которым он смог бы гордиться. Без сомнений, у автора дома «Макалун» есть все основания считать, что ожидания клиента полностью оправдались.

Источники:

http://www.interior.ru/place/5653-eksperimentalnaya-usadba-po-proektu-totana-kuzembaeva.html

http://www.elledecoration.ru/interior/houses/dom-v-podmoskove-proekt-totana-kuzembaeva/

Вдохновение от ТАТАНА КУЗЕНБАЕВА. Дом “Макалун”

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector