Репортаж с производства фарфора

Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Этот незамысловатый узор хранит в себе очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда во время Второй мировой войны. А придумала его в 1944 году художница по росписи фарфора Анна Яцкевич (1904-1952). И это был не просто геометрический орнамент. На идею создания такого узора художницу натолкнуло воспоминание о заклеенных крест-накрест окнах домов блокадного города и перекрестных лучах прожекторов, рассекающих небо. Именно в те страшные годы художнице пришлось пережить смерть всех своих близких, умерших от болезней и голода.

В свое время Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, пошла работать на завод и отдала любимому делу двадцать лет. В блокадное время работы на заводе практически были прекращены и ей, как и многим другим мастерицам, пришлось заниматься камуфляжем кораблей. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся на складах завода, они расписывали огромные корабли, чтобы те были менее заметны для врага.

Анна Яцкевич при жизни была рядовым художником, слава же пришла к ней уже после ее смерти. И что интересно, изначально придуманный узор был вовсе не кобальтовым, а золотым. Даже была выпущена первая партия сервизов с золотой сеточкой. Но немногим позже Яцкевич заменила золото на синеву, и это стало лучшим цветовым решением. «Кобальтовая сеточка» в широкий ассортимент вошла в 1950 году. В то время мастерицы уже наносили её тончайшей кисточкой, по специальным желобкам, которыми были расчерчены фарфоровые изделия, чтобы линии получались ровными.

А в знаковый 1958 год в Брюссель Ломоносовский завод предоставил самые лучшие свои экспонаты, среди которых и был пресловутый сервиз с «кобальтовой сеткой», взявший первый приз. Вскоре узору был присвоен «Знак качества СССР», что в те годы было очень почётно. И с тех пор началось его триумфальное шествие по стране. Однако, к сожалению, создательница пресловутого узора не дожила до того дня. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее сеточка стала символом русского фарфора…

На счету Анны Яцкевич был ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка». Это логотип завода — ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, кто хранит у себя какое либо изделие, созданное на этом заводе.

Несколько страниц из истории знаменитого фарфорового завода

Фарфоровый завод, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Первого Великого, в этом году отмечает 275-летие со дня своего открытия. За почти три века своего существования завод, прославившийся своими неповторимыми благородными изделиями, пережил не только множество реконструкций и кардинальных перемен в технологических процессах, но и не единожды сменил свое наименование.

Одно из старейших в Европе и первое крупное предприятие в России по производству художественных фарфоровых изделий изначально именовалось «Невской порцелиновой мануфактурой», которая через 20 лет была переименована в Императорский фарфоровый завод, доставлявший почти полтора века к царскому двору изделия из тончайшего фарфора.

В послереволюционный период предприятие было переименовано в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). А в 1925 году ему в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова, которое он с честью носил ровно 80 лет. С 2005 года этот завод вновь стал называться Императорским фарфоровым заводом, и является гордостью северной столицы России — Санкт-Петербурга.

Со дня своего основания, порцелиновая мануфактура принадлежала династии Романовых и производила эксклюзивную посуду и иные предметы из фарфора исключительно для русского монаршего двора. Ее продукция была чрезвычайно дорогостоящая и очень редко выставлялась на продажу.

Так, изделия, выпущенные за период с 1750 по 1820 год, при участии выдающихся мастеров Императорской Академии художеств, занятых в разработке и художественном оформлении фарфора, представляли собой огромную художественную ценность. Однако позже связи между фабрикой и Академией художеств резко сократились, что не лучшим образом отразилось на уникальности изделий и их качестве. Именно в те годы завод претерпел кардинальную реконструкцию и начал производство сложных крупногабаритных изделий из фарфора.

По случаю столетия со дня основания мануфактуры указом императора Николая I в Петербурге был открыт музей фарфоровых изделий. А в конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи изготавливались на предприятии в двух экземплярах — второй в обязательном порядке передавался в коллекцию музея. Эта традиция была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Хотелось бы отметить, что экспозиция этого музея на сегодняшний день содержит уже более 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства русского фарфора.

И еще немного из истории. В 1915 году в связи с Первой Мировой войной, выпуск эксклюзивных изделий резко отошел на второй план. Война во всех сферах жизни диктовала свои условия, и стране нужен был фарфор уже для медицинских, научных и военных целей, так возникла необходимость перейти к производству лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, свечей зажигания и других необходимых изделий для военного времени.

Читать еще:  Стильный рюкзак своими руками

При Советской власти завод был национализирован, и к 20-м годам весь его технологический процесс был направлен на производство сложных изделий технического назначения и фарфора с агитационной символикой.

Подводя черту под вышесказанным, хотелось бы сказать, что и в имперскую эпоху, и в советскую ЛФЗ был заводом №1 в стране, который выпускал эталонные изделия. Да и в наши дни фарфор торговой марки «LFZ» имеет огромный спрос во многих странах мира, куда экспортируется уже много лет. Сегодня для любого коллекционера ленинградский фарфор купить модно и престижно и это вне зависимости от того, в каком году он был выпущен.

Фабрика и сейчас производит разнообразный ассортимент посуды, ваз, скульптур и многого другого из фарфора высочайшего качества. До 500 линий одновременно запущены в производство. Все сложные рисунки осуществляются на фарфоре свободной ручной росписью, а простые графические модели переносятся на предметы с помощью разноцветных тканей, а затем прописываются художниками вручную.

В то время как все Европейские страны в 19 веке стремились к идеальной белизне и изяществу в производстве фарфора, англичане начали разрабатывать технологии, которые позволили бы приблизить производимые изделия к антиквариату времен античности. И что из этого вышло, читайте в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как работает Императорский фарфоровый завод

Что привезти из Петербурга – пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего – изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.
Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.


Справка: Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж!) по указу императрицы Елизаветы.
Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира

2

3
Так выглядит Кобальтовая сетка до обжига она чёрная:

4
В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака – сервиза «Кобальтовая сеточка».
А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму “Тюльпан” сервиз получил золотую медаль.

5
Автор сервиза – художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова – ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году – к 200-летию Фарфорового завода – была награждена орденом Красной Звезды.

6
Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши – у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.

7
Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа.
Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.

8

9

10
Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:

11

12

13
Над таким блюдом художник работает около двух недель:

14
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.

15

16
Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор.
Костяной фарфор отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом.
Все они выглядят по-разному

17
Это бисквит (аппетитные такие названия у фарфора — бисквит, глазурь)

18
Отходы производства:

19
Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:

20
Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:

23
Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий

24
Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.

25
Через какое-то время извлекают фигуру:

26
Фигурки по эскизам Шемякина:

27
А эту надпись, как сказал Игорь, надо вещать в ЗАГСе:

28
Формы для деталей:

29

30

31
Экземпляр из серии «Народы Российской империи»:

32

33

34
А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемешать до однородного состояния:

35

36
А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:

37

38

39
Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:

40

41
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор.
Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.

42
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

Читать еще:  Как хранить клубнику

43
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55
Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:

56

57

58
Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину.
Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.
Но оказалось, что эти фото были сделаны на «большом» производстве. Территория завода — 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.

59
На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.
Загадка: как думаете, сколько стоит такая фигурка?

60
Серия с Ёжиком в тумане:

61
И с Маленьким принцем, продаётся в «Буквоеде», но тут ассортимент лучше:

62
Петербургские сувениры:

63

64

История появления фарфора в России

Что такое фарфор и какова история его возникновения? Почему европейцам пришлось заново его изобретать и как появились знаменитые фарфоровые статуэтки? А также как «белое золото» попало в Россию.

Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки.
А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику, которого постигла трагическая судьба.

В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.

Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.

Слово «фарфор» пришло к нам из турецкого языка, и означает оно особый вид керамики. Сегодня мы называем так изделия из этого восхитительного материала. Они легки и хрупки настолько, что в тонких местах просвечивают на яркий свет. А при лёгком ударе по ним, слышится высокий мелодичный звон, очень приятный для слуха.

Чтобы получить фарфор, нужно, грубо говоря, смешать растёртые в порошок кварц, полевой шпат, мелкозернистую и белую глины в особых пропорциях, а затем подвергнуть изделие из этой смеси обжигу высокой температурой. Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.

Все изделия из фарфора (кроме бисквитных – фигурок и скульптур «под мрамор») покрывают глазурью. Это особое покрытие, придающее им изумительный стекловидный блеск. Оно наносится для защиты от условий внешней среды, а также в эстетических целях.

За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!

Как появился восхитительный фарфор

В истории не сохранилось имени мастера или мастеров, впервые получивших фарфор. Зато достоверно известно, что он возник в Китае в 7-ом века нашей эры. А некоторые учёные высказывают версию, что он появился пятью столетиями ранее этой даты. Как бы то ни было, китайцы с древних времён умели получать фарфор, который сейчас относится к типу мягкого, и делать из него художественные изделия, украшения и посуду. Она и прославила фарфор далеко за пределами Китая: сначала в арабских странах, а затем и в Европе.

Фарфор был неотъемлемой частью китайской культуры, поэтому секрет его получения хранился в тайне. Мастера, раскрывшего тайну, карали смертью. Эта мера пресечения была столь эффективна, что европейцы так и не узнали секрета. Они столетиями пытались самостоятельно получить фарфор, но у них ничего не выходило. И лишь в 1708 году немецкий изобретатель Э. В. Чирнгауз экспериментальным путём получил яшмовый фарфор твёрдого типа. В последующие несколько лет его состав и способ получения совершенствовался, что, в конце концов, позволило Европе производить качественный белый фарфор.

Читать еще:  97 идей из деревянных прищепок

Фарфоровые изделия до 18-го столетия завозили из Китая. Знатные леди и джентльмены с большой охотой покупали посуду и элементы декора, но самым желанным приобретением были статуэтки. Благодаря своей красоте, элегантности и, конечно же, дороговизне, они считались предметами роскоши и богатства, ими украшали виллы аристократов и дворцы королей.

Поначалу европейские мастера, осваивая новый для себя материал, копировали китайский стиль и сюжеты. Однако приблизительно с середины 18-го века они начали отдаляться от восточных традиций, и вскоре на рынках фарфоровых изделий появились статуэтки в стиле рококо: пастушки, танцовщицы, кавалеры и музыканты. Они покорили аристократию своей утончённостью, чего не хватало строгим китайским фигуркам.

В ту эпоху были весьма популярны коллекционные фигурки производства немецкой «Мейсенской фарфоровой мануфактуры». Они были настолько милыми и трогательными, что окончательно вытеснили китайский стиль. Фабрика «Каподимонте» в Италии прославилась своими портретными бюстами из бисквита. А «Севрская фарфоровая мануфактура» во Франции получила широкую известность благодаря своим античным статуэткам и любовным сюжетам.

Фарфор в России

Россия не отставала от Европы в производстве «белого золота». Напротив, открывшаяся в 1744 году в Петербурге «Невская Порцелиновая мануфактура» (позже Императорский фарфоровый завод), была одним из первых в Европе предприятий по изготовлению керамических и фарфоровых изделий. Правда, начало её работы было бесславным: приглашённый из Швеции «специалист» Х. К. Гункер не смог должным образом организовать производство и за 4 года работы изготовил всего 6-7 чашек из керамики (не фарфора)!

После такого провала на должность руководителя мануфактурой был назначен ученик Гункера Дмитрий Иванович Виноградов – талантливый химик, который проходил обучение в Марбургском университете в Германии вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. После длительных экспериментальных поисков в 1748-ом году ему удалось получить настоящий фарфор. С этого началось производство отечественной посуды из «белого золота», а через два года табакерок и других элементов декора. Они помечались клеймом Виноградова – латинской буквой W.

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.

И хотя он оставил после себя налаженное производство фарфора и научный труд о керамике, жизнь его была лишена счастья.
Некоторые историки правда утверждают, что Виноградов якобы сильно завидовал головокружительным успехам своего товарища Михаила Ломоносова, и от этого часто злоупотреблял алкоголем. Длительные запои и вынудили барона Ивана Черкасова (управляющего Порцелиновой мануфактурой) держать учёного взаперти и под караулом, на цепи, чтобы он завершил свой научный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина». Точную история тех событий сейчас установить увы не возможно.

Труды Д. И. Виноградова принесли большую пользу российской фарфоровой промышленности: разработанные им технологии и рецепты ещё долгое время использовались на других заводах и фабриках, открытых вскоре после «Невской порцелиновой мануфактуры» в столице, Москве, Киеве.

Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели.

Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.

Наибольшего развития фарфоровое производство в России получило в 19-ом веке: тогда было открыто несколько новых предприятий, работавших по новейшим технологиям того времени. В начале 20-го столетия все они были национализированы, и некоторые из них существуют до сих пор.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/240419/42880/

Как работает Императорский фарфоровый завод

http://vitalidrobishev.livejournal.com/7241376.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector