Резьба и гравировка по стеклу и хрусталю
Резьба и гравировка по стеклу и хрусталю, после которой получаются шедевры (28 фото)
Гравировка стекла или гравирование стекла, а также травление и резьба – выполняется различными способами и техниками. И после этого получаются шедевры стеклянного и хрустального искусства.
Наиболее распространенными гравировками являются:
ручная гравировка
гравировка бор-машинками
лазерная гравировка
Применительно к гравировке стекла ручная гравировка выполняется инструментами, позволяющими вырезать на стекле тонкие линии. Поскольку стекло является твердым материалом, то для создания рисунков при ручной гравировке используют инструменты с алмазными наконечниками (ручной алмазный инструмент).
При ручной (и не только) гравировке стекла сначала создается эскиз — чаще всего это рисунок на бумаге, который затем переносится на стекло и алмазным инструментом гравер делает линии рисунка, с учетом их глубины. Если предполагается достаточно большая глубина изображения, то рисунок наносится как бы по слоям — сначала верхний слой и затем более глубокие.
Так же делают, чаще всего, при нанесении гравировки с помощью бор-машинки или с помощью лазерной гравировки, с применением специального лазера
Резьбой принято называть механический способ обработки художественных изделий, заключающийся в нанесении рисунка в виде глубоких прорезов
Этот стиль назывался в различных странах по разному: «русская резьба», «русские камни», «русский рисунок» и широко применялся мастерами за рубежом.
Для получения другого рисунка иногда применяют цветные накладные стекла. При этом абразивным кругом снимают цветной наклад, обнажая второй бесцветный слой стекла.
Стекло Монтерии. Франческо Торторино (ок. 1512-1572). Горный хрусталь,
От коэффициента преломления стекла во многом зависит и декоративный эффект рисунка. Чем больше коэффициент преломления, тем сильнее игра света, поэтому наиболее пригодными стеклами для этих целей являются свинцовые и калиевые хрустали.
Способы декорирования стеклоизделий резьбой подразделяют на несколько видов.
Простая резьба (простая шлифовка или валовая шлифовка)
Номерная резьба (номерная шлифовка) отличается от простой более сложным рисунком.
Художественная резьба (алмазная шлифовка, или алмазная грань) является наиболее трудоемкой и дорогостоящей.
Кувшин с ручками, Сокровище дельфина. Музей Прадо. Кварцевый горный хрусталь
Кувшин с ручками. Музей Прадо. Кварцевый горный хрусталь
Гравировка (резьба) по хрусталю, наверняка вы подобные предметы видели дома у своих родителей — в СССР хрусталь имел высокую ценность и продавался как дефицит
Шлифовка
Шлифовку нельзя в полной мере относить к декоративным техникам, однако она во многом влияет на внешний вид готового изделия. Шлифовка применяется, чтобы выровнять поверхность, удалить любые неровности, царапины, наплывы и другие дефекты, которые могут образоваться в ходе изготовления предмета.
Шлифовку применяют: для ровных поверхностей бокалов, фужеров и другой посуды. Она обеспечивает идеальную прозрачность, выравнивает поверхность изделия; для граненых поверхностей. Такая шлифовка — тонкая и кропотливая работа. Поверхность каждой грани обрабатывается и выравнивается, чтобы добиться максимально яркой игры света на стенках готового изделия. Шлифовка выполняется вручную механическими инструментами. Каждое изделие из чешского хрусталя проходит такую обработку.
Огранка Для чешского хрусталя используются разные способы огранки. В результате такой обработки поверхность покрывается гранями, которые расположены так, чтобы добиться максимально яркого блеска, игры света, отличных оптических свойств материала. Чешский хрусталь проходит огранку так же, как и драгоценные или полудрагоценные камни. Огранка может использоваться для небольших изделий (бусин, подвесок люстр и т.п.) или для крупных предметов. Во втором случае мастер может огранить всю поверхность изделия или только ее определенную часть.
Распространённым методом химической обработки является травление стекла азотобразным фтористым водородом или растворами плавиковой кислоты и её солей. Взаимодействие фтористых соединений со стеклом приводит к образованию нерастворимых и малорастворимых химических соединений, и поверхность изделия становится матовой, от легкого матирования до глубокого. Эффект зависит от времени воздействия и концентрации кислоты.
Техника травления по многослойному стеклу, Галле, 1899 год
При травлении слабыми растворами плавиковой кислоты в смеси с концентрированной серной кислотой на поверхности стекла происходит равномерное образование растворимых соединений, и она становится гладкой и блестящей (кислотная полировка).
Для нанесения на изделия методом травления рисунков применяют специальные машины — пантографы, резец которых вычерчивает рисунок на предварительно нанесённом на изделие защитном кислотоупорном слое, снимая его; после этого изделие погружают в ванну с раствором кислоты, которая протравливает стекло в местах, где оно обнажено резцом. Обработкой парами хлористого олова в сочетании с другими солями получают ирризирующие стекла, поверхность которых похожа на перламутр; при комбинированном прогреве слабо окрашенного стекла с молочным стеклом и последующем травлении плавиковой кислотой получают атласные стекла и т.д.
Различают матовое травление, светлое травление, многоплановое травление — техника декорирования многослойного стекла путем снятия плавиковой кислотой на разную глубину соответствующих участков цветного стекла, благодаря чему достигается впечатление акварельной живописи.
Батицирование стекла производится так же, как и других материалов, но травление производится иначе и требует серьезных предосторожностей, потому что плавиковая кислота очень едка и летуча. Она разъедает решительно все, за исключением каучука, свинца и отчасти воска. Действует кислота очень быстро и скорее травит стекло, чем воск.
Резьба и гравировка по стеклу и хрусталю, после которой получаются шедевры (28 фото)
Наиболее распространенными гравировками являются:
ручная гравировка
гравировка бор-машинками
лазерная гравировка
Применительно к гравировке стекла ручная гравировка выполняется инструментами, позволяющими вырезать на стекле тонкие линии. Поскольку стекло является твердым материалом, то для создания рисунков при ручной гравировке используют инструменты с алмазными наконечниками (ручной алмазный инструмент).
Лазерная гравировка
При ручной (и не только) гравировке стекла сначала создается эскиз – чаще всего это рисунок на бумаге, который затем переносится на стекло и алмазным инструментом гравер делает линии рисунка, с учетом их глубины. Если предполагается достаточно большая глубина изображения, то рисунок наносится как бы по слоям – сначала верхний слой и затем более глубокие.
Так же делают, чаще всего, при нанесении гравировки с помощью бор-машинки или с помощью лазерной гравировки, с применением специального лазера
Резьбой принято называть механический способ обработки художественных изделий, заключающийся в нанесении рисунка в виде глубоких прорезов
В первой половине XIX в., русские мастера создали оригинальный, основанный на национальных традициях резьбы по дереву стиль резьбы по стеклу. В частности, широко применялся так называемый «русский камень». Этот орнаментальный рисунок имел несколько вариаций, но наиболее красивым и богатым считался рисунок, когда на поверхности изделия в шахматном порядке вырезались крупные восьмиуголышки — «камни». Каждый крупный камень, в свою очередь, обрамлялся четырьмя гнездами более мелких камней.
Этот стиль назывался в различных странах по разному: «русская резьба», «русские камни», «русский рисунок» и широко применялся мастерами за рубежом.
Вена, 19 век
Для получения другого рисунка иногда применяют цветные накладные стекла. При этом абразивным кругом снимают цветной наклад, обнажая второй бесцветный слой стекла.
Стекло Монтерии. Франческо Торторино (ок. 1512-1572). Горный хрусталь,
От коэффициента преломления стекла во многом зависит и декоративный эффект рисунка. Чем больше коэффициент преломления, тем сильнее игра света, поэтому наиболее пригодными стеклами для этих целей являются свинцовые и калиевые хрустали.
Способы декорирования стеклоизделий резьбой подразделяют на несколько видов.
Простая резьба (простая шлифовка или валовая шлифовка)
Номерная резьба (номерная шлифовка) отличается от простой более сложным рисунком.
Художественная резьба (алмазная шлифовка, или алмазная грань) является наиболее трудоемкой и дорогостоящей.
Кувшин с ручками, Сокровище дельфина. Музей Прадо. Кварцевый горный хрусталь
Кувшин с ручками. Музей Прадо. Кварцевый горный хрусталь
Гравировка (резьба) по хрусталю, наверняка вы подобные предметы видели дома у своих родителей – в СССР хрусталь имел высокую ценность и продавался как дефицит
Гравировка хрусталя чаще всего выполняется вручную. Некоторые современные производители используют лазерную гравировку, чтобы получить усложненный и более тонкий рисунок.
Шлифовка
Шлифовку нельзя в полной мере относить к декоративным техникам, однако она во многом влияет на внешний вид готового изделия. Шлифовка применяется, чтобы выровнять поверхность, удалить любые неровности, царапины, наплывы и другие дефекты, которые могут образоваться в ходе изготовления предмета.
Шлифовку применяют: для ровных поверхностей бокалов, фужеров и другой посуды. Она обеспечивает идеальную прозрачность, выравнивает поверхность изделия; для граненых поверхностей. Такая шлифовка — тонкая и кропотливая работа. Поверхность каждой грани обрабатывается и выравнивается, чтобы добиться максимально яркой игры света на стенках готового изделия. Шлифовка выполняется вручную механическими инструментами. Каждое изделие из чешского хрусталя проходит такую обработку.
Огранка Для чешского хрусталя используются разные способы огранки. В результате такой обработки поверхность покрывается гранями, которые расположены так, чтобы добиться максимально яркого блеска, игры света, отличных оптических свойств материала. Чешский хрусталь проходит огранку так же, как и драгоценные или полудрагоценные камни. Огранка может использоваться для небольших изделий (бусин, подвесок люстр и т.п.) или для крупных предметов. Во втором случае мастер может огранить всю поверхность изделия или только ее определенную часть.
Распространённым методом химической обработки является травление стекла азотобразным фтористым водородом или растворами плавиковой кислоты и её солей. Взаимодействие фтористых соединений со стеклом приводит к образованию нерастворимых и малорастворимых химических соединений, и поверхность изделия становится матовой, от легкого матирования до глубокого. Эффект зависит от времени воздействия и концентрации кислоты.
Техника травления по многослойному стеклу, Галле, 1899 год
При травлении слабыми растворами плавиковой кислоты в смеси с концентрированной серной кислотой на поверхности стекла происходит равномерное образование растворимых соединений, и она становится гладкой и блестящей (кислотная полировка).
Для нанесения на изделия методом травления рисунков применяют специальные машины — пантографы, резец которых вычерчивает рисунок на предварительно нанесённом на изделие защитном кислотоупорном слое, снимая его; после этого изделие погружают в ванну с раствором кислоты, которая протравливает стекло в местах, где оно обнажено резцом. Обработкой парами хлористого олова в сочетании с другими солями получают ирризирующие стекла, поверхность которых похожа на перламутр; при комбинированном прогреве слабо окрашенного стекла с молочным стеклом и последующем травлении плавиковой кислотой получают атласные стекла и т.д.
Различают матовое травление, светлое травление, многоплановое травление – техника декорирования многослойного стекла путем снятия плавиковой кислотой на разную глубину соответствующих участков цветного стекла, благодаря чему достигается впечатление акварельной живописи.
Батицирование стекла производится так же, как и других материалов, но травление производится иначе и требует серьезных предосторожностей, потому что плавиковая кислота очень едка и летуча. Она разъедает решительно все, за исключением каучука, свинца и отчасти воска. Действует кислота очень быстро и скорее травит стекло, чем воск.
Мастер класс по гравировке по стеклу в домашних условиях с пошаговыми фото и обучающими видео
Мастер-класс по гравировке самостоятельно быстро и просто по стеклу – довольно полезная вещь. Потому что, освоив это тонкое и изящное искусство, можно открыть для себя целый мир воздушных и элегантных надписей и рисунков. Опять же, открываются новые возможности – начиная с того, что можно будет радовать оригинальными и интересными презентам родных и близких, и заканчивая открытием собственного дела. Своими руками можно оформить свадебные стаканы, сделать памятную надпись на вазе, и многое другое.
Рассмотрим пошаговый мастер-класс по гравировке по стеклу своими руками
Гравировку по стеклу в домашних условиях можно сделать двумя способами – механическим и химическим. Механический способ заключается в деформации верхнего слоя стекла при помощи специального инструмента гравера. Как правило, в наборы с гравером входит множество насадок, меняя которые можно создавать на стекле настоящие шедевры.
Наносить линии гравировки лучше в одном направлении – во всяком случае, по контуру. Если же речь идет о заштриховываемой поверхности, то от направления штриховки зависит полнота картины. Меняя направления штриховки и насадки, можно добиваться игры теней и света на изображении.
Для химической гравировки используется специальная паста для травления, которая так же деформирует верхний слой стекла, и оставляет после себя ровный матовый след. Этот вариант подходит в тех случаях, когда нужно создать сплошной узор без переходов и тонких линий.
Наносить гравировку на стекло нужно строго в защитной маске и защитных очках. Мельчайшая стеклянная пыль может послужить причиной страшных травм. Если же пыль попала в глаза, тереть его ни в коем случае нельзя, нужно закапать глазные капли и немедленно отправляться к врачу, иначе есть риск лишиться зрения.
Помимо этого, многие мастера рекомендуют работать «на мокрую». То есть после того, как рисунок будет переведен на стекло, его смачивают водой, и только после этого приступают к нанесению линий гравером.
При работе с травильной пастой так же необходимо позаботиться о своем здоровье. Работать нужно не только в маске и очках, но еще и в перчатках. Помещение должно быть оснащено вытяжкой, или очень хорошо проветриваться. Удалять остатки пасты можно в нержавеющей посуде, потому что фарфор или эмалированная чугунная утварь непоправимо пострадает.
В качестве шаблонов, или трафаретов, можно использовать любые понравившиеся вам рисунки. Однако, новичкам лучше выбирать такие изображения, на которых нет мелких деталей, или деталей, требующих сложной штриховки. Простые лаконичные рисунки, монограммы и геометрические рисунки будут отличным тренажером и позволят вам быстро набить руку.
Так же для первых работ не стоит брать тонкое стекло, а поэкспериментировать с толстостенными банками, старыми оконными стеклами и тому подобными плоскостями. За тонкостенные бокалы можно будет браться, когда рука будет сама знать и понимать силу нажатия на инструмент.
Для работы потребуется:
- паста для гравировки
- кисть
- канцелярский нож, ножницы
- стекло
- самоклеющаяся полипропиленовая пленка
- рисунок
- малярный скотч
- перчатки, маска, очки
- спирт и ватка
Первый шаг. Обезжирить поверхность спиртом. Вырезать кусок пленки, больший, чем рисунок на 3 см с каждой стороны минимум. Приклеить ее на стекло, тщательно разгладить, важно, чтобы не было никаких пузырьков. Поверх пленки поместить рисунок и зафиксировать его малярным скотчем. Аккуратно и равномерно нажимая на лезвие, канцелярским ножом вырезать изображение так, чтобы оно было прорезано и на пленке. Снять бумагу, малярный скотч и вырезанную внутреннюю часть пленки. Трафарет готов.
Второй шаг. На трафарет аккуратно кистью нанести травильную пасту и равномерно распределить ее. Оставить на десять минут, потом снять излишки той же кистью (можно отправить обратно в банку, паста своих свойств не потеряет). Еще через десять минут смыть остальную пасту и удалить трафарет. Гравировка готова.
Трафареты в широком ассортименте имеются в продаже, но и такой самодельный вариант прекрасно подходит для тренировок. Для начинающих граверов можно посоветовать использовать крупные изображения, и лишь потом переходить к более детальным.
Для работы потребуется:
- набор для гравировки
- стекло
- рисунок
- вода, губка, маска, защитные очки
- спирт и ватный спонж
Первый шаг. Обезжирить поверхность ватным спонжем, смоченным в спирту. После этого нужно нанести рисунок на стекло. Это можно сделать маркером, или закрепив изображение с внутренней стороны стекла. Как вариант, изображение можно нанести на кальку и прикрепить с внешней стороны стекла. После этого его нужно равномерно намочить.
Второй шаг. Аккуратными, легкими движениями наносить гравировку сначала по внутренним линиям изображения, потом по внешним. Периодически нужно делать паузы и чистить насадку от стеклянной пыли. По мере необходимости смачивать кальку, или наносить воду губкой.
Третий шаг. Убрать кальку – или смыть губкой всю стеклянную пыль и тщательно промыть изделие. Готово.
Видео материалы помогут сориентироваться в этом искусстве.
Видео для наглядности
Источники:
Резьба и гравировка по стеклу и хрусталю, после которой получаются шедевры (28 фото)
http://fishki.net/3026576-rezyba-i-gravirovka-po-steklu-i-hrustalju-posle-kotoroj-poluchajutsja-shedevry.html
http://sdelala-sama.ru/podelki/4358-master-klass-po-gravirovke-po-steklu.html