Сделано и придумано в России: итогиSaloneSatellite 2020

Придумано и сделано в России: все победители конкурса

До 15 февраля во Всероссийском музее декоративного искусства проходит выставка «Придумано и сделано в России». В экспозиции – лауреаты одноименного конкурса, итоги которого подвели на прошлой неделе. Все эти предметы войдут в постоянную коллекцию Галереи предметов российского дизайна.

Коллекция кукол-игрушек «Красные куклы»

Деревянные, выкрашенные вручную игрушки – проект Саши Браулова и Наси Коптевой, основателей санкт-петербургской студии ​52 FACTORY​. Коллекция из 9 игрушек – результат исследования символов и форм традиционной русской игрушки в контексте поиска смысловых и визуальных рифм с графическими работами художников русского авангарда: Варвары Степановой, Любови Поповой, Александра Родченко, Ильи Чашника и Казимира Малевича.

Стеллаж «45»

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Мебель»

Главная особенность стеллажа «45» – вертикальные направляющие, развернутые на 45 градусов вместо привычных 90. Автор проекта – Петр Сафиуллин, основатель казанской марки Yaratam.

Стул «Григорий»

Победитель в номинации «Дизайн-прототип» в категории «Мебель»

Деревянный стул с изогнутой спинкой, спроектированной в соответствии с анатомией человека, – проект дизайнера из Калуги Юрием Мариным из мастерской «Луб».

Проект Aotta

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Предмет интерьера»

В 2016 году шумоизоляционные панели из еловой хвои заняли первое место в московской сессии Salone Satellite, выиграли участие в миланской выставке и заняли там третье место, тем самым стали первыми русским дизайнерами, вошедшими в тройку победителей Salone Satellite Milano. Придумала новый материал ​Татьяна Репина​, которая сейчас работает вместе с Михаилом Репиным в составе студии Aotta.

Органайзер-конструктор «Невидимый авангард»

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Предмет интерьера»

«Невидимый авангард» – еще один проект ребят из 52 FACTORY, Саши браулова и Насти Коптевой. Созданный под влиянием авангарда, он включает в себя девять предметов для организации рабочего стола.

Светильник MOON

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Свет»

Авторы вращающегося светильника MOON – дизайнеры из Нижнего Новгорода Сергей Фролов и Максим Ефремов (марка ploomboom.com). Как можно догадаться, предмет был вдохновлен луной, а его главная особенность – в динамичности. Круглая поверхность светильника может разворачиваться из вертикали в горизонталь.

Светильник Fellini bridge

Победитель в номинации «Дизайн-прототип» в категории «Свет»

Визуально светильник из бетона и стекла напоминает маяк – высокое основание увенчано небольшим плафоном. По задумке санкт-петербургского дизайнера Ивана Буракова, управлять таким светильником можно будет в том числе с помощью смартфона.

Вазы «Из огня»

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Посуда»

Вазы дизайнера из Санкт-Петербурга Екатерины Кротенко – современная трактовка техники, которую использовал в 1960-х годах Тимо Сарпанев. Предметы выдувают из стекла в одноразовую деревянную форму, в процессе дерево обугливается, и его рельеф, каждый раз новый, отпечатывается на стенках ваз. Предметы из коллекции «Из огня» были представлены на двух выставках в Хельсинки: в феврале 2018, и на неделе дизайна в сентябре при музее дизайна.

Стаканы «Спил»

Победитель в номинации «Дизайн-прототип» в категории «Посуда»

Авторы стаканов-конструкторов – студентки МГХПА им. С. Г. Строганова Анна Вишневская, Елена Юдина и Юлия Шабаева. В одном предмете они решили соединить разные материалы: керамику и дерево.

Коллекция текстиля «Лес, вода и камень»

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Текстиль для дома»

Скатерти Светланы Катаргиной и Татьяны Бабковой (марка Perinne, Москва) – это дань уважения традиционной карельской вышивке и традициям русского Севера.

Читать еще:  Как хранить свежие шампиньоны

Коллекция принтов «Свободная геометрия»

В номинации «Дизайн-прототип» в категории «Текстиль для дома»

Геометрические принты Анны Семеновой из Санкт-Петербурга можно переносить на текстиль, обои или керамику.

Коллекция колец Industrial

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Украшения»

Кольца из титана с вставкой золота внутри придумали Игорь и Екатерина Комовы и Юрий Зотов – основатели московской марки «Алхимия». Игорь Комов – куратор программы «Ювелирный дизайн» в Британской высшей школе дизайна, а марка «Алхимия» – одна из самых интересных на российском рынке. Эти кольца были сделаны методом трехмерной печати.

Кольца «Свобода», «Открытие», «Путь», «Приближение»

Победитель в номинации «Дизайн-прототип» в категории «Украшения»

Анастасия Горинова из Тольятти работает с нетипичными материалами, например, с галькой и костью, а все ее кольца не просто красивы, но и носят символический смысл.

Платок «Трактористка»

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Аксессуар»

Платок Ольги Никич из Москвы вдохновлен агитационным ситцем советского времени. Дизайнер заимствовала сюжет и общий стиль изображения, но адаптировала их под новое время.

Сумка AVOS’KA

Победитель в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Аксессуар»

Анастасия Несудимова, основатель санкт-петербургской марки «Пока-пока», придумала, как превратить авоську в модный аксессуар. Ее сумка сделала из кожи, с ручками в виде обручей.

Серия скульптурных разделочных досок KAGAN’KA

Победитель в номинации «Новое ремесло»

Скульптурные разделочные доски Виталия Жуйко, основателя марки Made in August сделаны вручную.

Коллекция «Кристаллы»

Специальный приз от партнера конкурса the.Dot.home — создание и производство серии предметов декора под именем автора

В рамках конкурса вручили два специальных приза. Один из них получила Любовь Емельянова из Москвы. Коллекцию ковров «Кристаллы» оценил проект​ the.Dot.home​.

Контейнеры для хранения продуктов «Туеса»

Специальный приз от партнера конкурса журнала Seasons — публикация в журнале Seasons в 2019 году

Контейнеры «Туеса» ​Анастасии Кощеевой​ сделаны из бересты. Дизайнер родом из Красноярска, но сейчас живет и работает в Берлине, делает предметы из бересты и переосмысляет русские промыслы.

Сделано и придумано в России: итогиSaloneSatellite 2020

Конкурс молодых дизайнеров Salone Satellite

Авторитетная международная выставка Salone Internazionale Del Mobile уже десять лет дарит возможность молодым дизайнерам бесплатно выставиться в Милане. Ну а россияне и жители стран СНГ свои работы на конкурс представляют в Москве.

На последней выставке стенд молодых дизайнеров напоминал игровую площадку.

Например, Ксения Трофимова предложила офисным работникам сражаться в пинг-понг на доске для деловых презентаций.

Федор Кацуба придумал мобильный рабочий стол. В нем есть место для аккумулятора и колеса – он легко передвигается за человеком, если тому захотелось сменить обстановку.

А рабочее место от Арсения Лубкова вообще не похоже на рабочее: игрушечный автомобильчик, по форме напоминающий яйцо. Проект оснащен выдвижной столешницей, которая регулируется по глубине, и подстаканниками для чашечки кофе. Чтобы видеть, что происходит в задней полусфере, есть зеркала заднего вида, а для темного времени суток – фонарик.

Арсений Лубков, Москва:

Созданием домашней обстановки в офисах озаботилась и Татьяна Репина. Она спрятала бытовую технику в забавных сонных птицах. Над микроволновкой есть удобный столик, на который можно поставить тарелки или что-то положить. Кулер, который так часто встречается в офисах и всегда выглядит не лучшим образом, тут стал дружелюбным и готов в любой момент угостить водичкой. Приправить угощение можно чаем, сахаром, конфетами или любимыми сладостями, которые хранятся в выдвижных ящиках под ним.

Татьяна Репина, Москва:

Поддержит, поднимет настроение, а заодно сахар размешает без ложки чашка, которую придумали Анастасия Гаврилова и Рафаэль Гайнуллин.

Настя Леонова из Казахстана привезла на конкурс светильник, работающий по принципу солнечного зайчика.

Анастасия Леонова, Алматы:

Еще один светильник – комод «Гагарин» с ящиками внизу и вазой в виде космического шлема наверху. В нее можно поставить светильник или сложить какие-то мелочи.

Алексей Быков, Екатеринбург:

Карина Сидорова учится в Латвии. В Москву она привезла прототип уличного дивана из акрила в виде скомканного листа бумаги. Каждая складка или «скомка», как называет их Карина, делалась вручную.

Карина Сидорова, Рига: «Они не просто так сделаны. Они сделаны так, чтоб было эргономично сидеть человеку. Я никогда не могу повторить две одинаковые формы, они все время получаются различными, эксклюзивными».

Читать еще:  Храните хлеб правильно и он не будет плесневеть

Первый приз достался еще одной участнице из Латвии – Санте Целитане. Девушка придумала простую и элегантную велопарковку из стальной ленты. Сделано с любовью.

Санта Целитане, Рига:

Уроженка Красноярска Анастасия Кощеева тоже вошла в тройку победителей. На выставку в Милан она повезет кресло «Сибиряк». Работать с берестой Настя начала после того, как обнаружила в забытом на год туеске из березовой коры абсолютно свежие кедровые орехи. Изучила вопрос и выяснила, что береста хороший антисептик, отталкивает воду, может быть мягкой и эластичной, как кожа. Сейчас Настя учится в Германии, материал для работы пришлось везти из Красноярска, обрабатывать своими руками. Зато получился предмет, мимо которого невозможно пройти.

Анастасия Кощеева, Красноярск:

Украинка Наталья Волошина за проект под названием «Люлька» призов не получила, зато заказами себя обеспечила. Посетители его охотно тестировали, давали советы по усовершенствованию.

Люлька – гибрид колыбели и кресла-качалки. Вернее, это два отдельных предмета, которые легко объединить, чтобы мама могла укачивать малыша и параллельно читать, вязать или работать с ноутбуком.

Наталья Волошина, Харьков:

И вот, наконец, он – ласкающий слух дизайнера звук – скрип целлофана, в который довольный покупатель заворачивает его творение. И кажется, мировое признание не за горами!

Salone Satellite Moscow 2019: стакан наполовину полон

1. Выставлялись работы разные. И вполне опытных и образованных уже ребят, хоть и молодых. И совсем начинающих, студентов. И совсем взрослых, но у которых это была первая работа. И даже тех, кто дизайнером, грубо говоря, является по зову сердца, а не по профессии. В целом эти вещи нельзя объединять и сравнивать, но мир несовершенен.

2. Что в итоге мы увидели. Часть работ — прекрасные вещи, которые можно хоть сейчас в интерьер.

Столики Ивана Басова или скамья Семена Лавданского. У них не было никакого шанса победить. Но их многие хотели купить. И это правильно.

К этой же категории относится мебель для ванной от Полины Бодрухиной — она ещё так была выставлена, что ни на кого впечатления не могла произвести. Но уверена, что ее можно легко запустить в производство и хорошо продавать.

3. Другая часть работ — исследовательская. Где-то исследуется материал (например, пористый алюминий от Alupor Design).

Где-то тестируется новая функция — как в кресле для селфи Дарьи Червяковой.

А победили концепты с социальным уклоном: мягкая игрушка, в которую можно вставлять капельницу, и детская скамеечка, в которую бабушка или дедушка могут вставить свою палочку-костыль.

И все это потому, что в мире давно уже не нужны никому столики и мебель для ванной. Там все это есть. И западные дизайнеры соревнуются в решении проблем узких, но чём-то обделённых групп населения. Например, заключённых, или больных Альцгеймером, или лежачих больных, или одиноких стариков. Или вот детей в больницах и проблем общения и связи между поколениями.

4. Хочу всем напомнить, что Salone Satellite — это не конкурс в прямом смысле слова. Там нет ТЗ и четких рамок, что проектируем. Там выбирается 35-45 лучших работ из тех, которые пришлют. Уровень разный, бэкграунд тоже разный.

Просто эти лучше, чем остальные. Таковы условия задачи. И в этом прелесть именно этого конкурса. Это как бы лучшее, но не из лучшего и не из худшего, а из активных, из тех, кто видит в себе силы и хочет себя предложить на всеобщее обсуждение.

5. Это не конкурс мебели. И не конкурс практических решений для дома. Это конкурс креативности и молодежи. Причем понятие молодые — растяжимое. До 35. Но 18 и 34 — это очень разный уровень. На самом деле, даже «начиняющий» — понятие растяжимое.

6. Конкурсы — это не только и не столько результат. Это ещё и процесс. Процесс учебы, узнавания, естественного отбора, конкурентной борьбы. Плавильный котёл, откуда потом выходит что-то новое. Или не выходит. Это способ узнать, что ты стоишь сейчас, что ты делаешь и что делают другие. И что из этого больше востребовано. В России востребованы стулья, а в мире — идеи, иногда довольно узконаправленные. Просто потому, что со стульями там у них все в порядке, нет необходимости в новых. А у нас есть.

Читать еще:  Накладная раковина на столешницу для ванной: 55+ фото в интерьере

7. Кому-то хочется оспорить решение жюри или раскритиковать какие-то из выставленных работ. Да ради Бога. Всегда найдётся тот, кому понравится и кому нет. Можно поддерживать, можно критиковать, но имеет значение это только с учётом того, кто критикует или кто поддерживает. Вот я на днях судила (с коллегами) конкурс предметного дизайна. И да, мое решение и мой голос (наравне с ещё четырьмя членами жюри) были значимы при определении победителей. Потому что у меня есть для этого соответствующий багаж знаний, опыт и авторитет. А всех остальных судить о работах и выбирать победителей не пригласили. Потому что нет у них достаточного авторитета. И они могут претендовать на высказывание своего мнения только в рамках приза зрительских симпатий, а отнюдь не профессионального жюри.

8. Когда очень хочется хотя бы мысленно оспорить результаты, хорошо бы спрашивать себя: а судьи кто? и кто я сам, где там мое место? Если меня в жюри не пригласили, значит, мнение мое не столь весомо и важно, может быть? Может быть, оно не единственно правильное? Не истина в последней инстанции? Вот работы на Салон Сателлите выбирала Марва Гриффин, которая придумала и уже 20 с лишним лет проводит этот конкурс и вручает его призы. С гениями уровня Этторе Соттсасса и братьев Кастильоне она знакома не понаслышке. Она с конца 1960-х плотно работает в мире дизайна, а до этого ещё в американском Vogue успела поработать! Она сама часть этой истории дизайна, которую мы в книжках читаем. И в случае с этим конкурсом ее решение, конечно, не подлежит обсуждению, это последняя инстанция. И да, если она одобрила это и решила, что вещь может быть выставлена на всеобщее обозрение, что вещь достаточно хороша для этого — то ни ваше, ни мое мнение не имеет никакого значения. Корону императорскую всем можно снять, она картонная.

9. Обсуждаются отдельные работы с Сателлите, на предмет их оригинальности или аж целого плагиата. Марве Гриффин все ок, а «коленкам муравиной» не ок. Например, цветная вешалка Яны Троченко слишком похожа на тотемы Соттсасса. Ну, может, это проблема «коленок» и к ним примкнувших, а не наша? Подумайте сами. Дизайна не бывает без контекста и без истории. Дело всегда в балансе между прошлым, настоящим и будущим. Без прошлого нет будущего. Банальность, но это так. Разве требуется, чтобы каждый предмет был придуман с нуля, чтобы никаких цитат, никакой истории?

10. А с другой стороны — принципиально новое нечто, меняющее в корне взгляд на мир и дизайн, на студенческом конкурсе? Сириозли? Да вон Карим Рашид и Карло Коломбо не могут ничего нового придумать по сути, а ведь не последние люди в мире дизайна. Филипп Старк может, только он такой один.
Я попроще отношусь к этому всему. Иногда банан — это просто банан. А излишняя рефлексия убивает спонтанность. Давайте не будем требовать невозможного, будем реалистами. У нас тут не 1968 год.

11. И да, я видела принципиально новые вещи и идеи и на студенческих конкурсах. Но не у нас. А в Голландии, например. Там тоже выпускники Академии дизайна делают и шедевры, опережающие своё время, и много чуши в качестве выпускных работ. Но даже их чушь делается в другом мире, для других людей, с другим образом жизни и доходами. Рано нас сравнивать. Тем более, что ни на каком Сателлите они потом не выставляются, там и конкурсы другие, и жюри другие, и сравнивают с другим. А Марве спасибо за то, что у нас уже 15 лет есть этот, и прогресс на нем очевиден. Я-то помню первый ещё! Небо и земля. Растём и развиваемся.

Источники:

http://design-mate.ru/read/objects/invented-and-made-in-russia-all-winners-of-competition

http://www.peredelka.tv/tv-projects/kv/sujets/guests/document94501.phtml

http://designlectures.ru/blog/post/salone-satellite/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector