Стажировки для дизайнеров: как быстро и успешно начать карьеру

Содержание

Личный опыт: как найти стажировку за границей

Отличный способ получить дополнительные знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Дизайнер из Санкт-Петербурга Ярослав Мисонжников три месяца стажировался в студии дизайна Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка в Эйндховене. Он рассказал нам о том, как такую стажировку найти, что нужно, чтобы подать заявку, и в чем заключается главная сложность стажировок такого рода.

Ярослав Мисонжников Предметный дизайнер

Что такое стажировка в дизайн-студии

На последнем курсе магистратуры СПбГУ я начал понимать, что мне не хватает западного опыта обучения. В тоже время ехать за границу на несколько лет учиться мне не хотелось. Во-первых, это дорого, во-вторых, обязательно наличие сертификатов, подтверждающих знание языка (а я хоть и легко говорю на английском, грамматикой в совершенстве не владею), а в-третьих мне просто не хотелось покидать Петербург на долгий срок. Тогда на сайте какого-то дизайн-бюро мне попался раздел стажировок, и я понял: это именно то, что мне нужно.

Вообще, такая практика существует и в России, но если у нас она носит скорее формальный характер, то в Европе это важная часть обучения. В европейских университетах, где преподают дизайн, студент старших курсов обязан пройти стажировку, которая длится три или шесть месяцев в практикующей студии. Стажировки есть практически во всех дизайн-студиях — кто-то открыто пишет об этом у себя на сайте, другим надо «стучаться» самостоятельно — и в хорошую мастерскую очереди выстраиваются на многие месяцы вперед.

Стажировки такого рода бесплатны: ты ничего не платишь, и тебе тоже ничего не платят. Понятно, что для бюро стажер это бесплатный работник, а для молодого дизайнера работа в бюро это фантастический опыт, который невозможно получить в университете. Словом, все остаются в плюсе.

Поскольку я активно слежу за работой зарубежных дизайн-студий, хорошо знаю дизайнеров и то, чем они занимаются, я начал составлять список практикующих бюро, где хотел бы стажироваться, и писать им. В общей сложности я отправил пятнадцать заявок.

Как выбрать дизайн-студию для стажировки

Выбирая дизайн-студию для стажировки, я отталкивался от нескольких моментов. Во-первых, страна. Я хотел поехать в Европу, потому что это недалеко, но не рассматривал страны с высокой стоимостью жизни, например Великобританию и Швейцарию. Кроме умеренных цен на жилье и транспорт важна была большая активность в области дизайна, поэтому заявки я отправлял преимущественно в Голландию, Германию, Италию и Францию. Во Францию, правда, неохотно, потому что далеко не все французы владеют английским языком: на мои англоязычные письма даже очень известные бюро отвечали на французском. Ответили практически все студии, и хотя многие отказом (у кого-то уже были набраны стажеры на ближайшие полгода, а кому-то просто не подходили мои работы), мне было очень приятно получить ответ.

В итоге на стажировку меня пригласили две студии: студия дизайна Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка в Голландии и студия дизайнера Начо Карбонелла. Несмотря на то, что Начо Карбонелл очень любим Розанной Орланди, регулярно выставляется на выставках вроде Art Basel, а его работы есть даже у Брэда Питта, я выбрал студию Кики и Йоста. Во-первых, они молодые, и найти общий язык с ними казалось проще, во-вторых, их двое, они развивают два самостоятельных бренда, а значит и знаний можно получить в два раза больше, ну а в-третьих, Начо Карбонелл все-таки больше художник, чем дизайнер.

Что нужно, чтобы подать заявку

Я отправлял портфолио в формате PDF, CV и мотивационное письмо. Мне повезло: еще во время учебы я накопил достаточное количество реализованных объектов и успел поучаствовать в выставках. Не меньшую роль, впрочем, играет мотивационное письмо. В нем нужно объяснить, почему вы хотите стажироваться именно в этой студии и почему они должны выбрать именно вас. Я честно писал о том, что в России предметный дизайн находится в зачаточном состоянии, поэтому я очень хочу получить зарубежный опыт.

В чем сложность

Основная проблема стажировок такого рода — виза. Поскольку стажировки проходят в частных студиях дизайна, они не могут сделать учебную визу. Оформить рабочую визу тоже очень проблематично: во-первых, рабочую визу выдают на долгий срок, во-вторых, даже если бы Кики и Йост сделали мне предложение о работе, им пришлось бы доказывать мою уникальность и аргументировать, почему они не могут взять на мою должность человека из Голландии. В итоге Йост выслал мне частное приглашение на три месяца. За это ему, конечно, большое спасибо, ведь он, по сути, нес ответственность за человека, которого вживую никогда не видел.

В чем удовольствие

Главное преимущество такой стажировки в том, что за нее не нужно платить. У нас в стране достаточно много компаний, которые занимаются тем, что отправляют молодых дизайнеров и студентов стажироваться за границу, но их задача в том, чтобы заработать, поэтому такая стажировка может стоить не одну тысячу евро. Здесь же ты платишь только за проживание, а оно обходится не слишком дорого. Вдаваясь в подробности, я сдал на время стажировки свою квартиру в Петербурге и снимал на эти деньги комнату в Эйндховене. Продукты там стоят примерно так же, а что касается транспорта, всегда можно взять велосипед и проехать из одной части города в другую за полчаса.

Читать еще:  5 лучших зеленых идей для веранды

На фото: мастерская Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка, автор снимков — Ярослав Мисонжников

Как студенту попасть на стажировку мечты: 5 советов для успешного старта

История о бездельнике, который ловит удачу за хвост, хорошо продается: мы так устроены, что скорее поверим в чудо, чем в собственные силы. Но и Голливуду этот штамп уже приелся. Бесполезно ждать, что «охотники за головами» сами вас найдут, а Цукерберг дозвонится до подмосковной общаги. Чтобы сделать карьеру, нужно действовать самому, и хорошим стартом может стать стажировка в крупной компании. «Нож» вместе с олимпиадой «Я — профессионал» расскажет, как студенту пройти этот квест, не имея опыта.

Используйте возможности университета

Наверняка на вашем факультете есть отдел практики — невзрачная дверь, которую студенты путают с гардеробом. Обратитесь к сотрудникам этого отдела: в их папках на рабочем столе — десятки возможностей, о которых не всегда известно студентам. Даже у небольших региональных вузов есть соглашения с иностранными партнерами и профильными компаниями. Подпишитесь на рассылку или соцсети отдела практики, не упускайте из вида доску объявлений — и периодически наведывайтесь в кабинет, чтобы о вас помнили. Так можно съездить на семестр по обмену, устроиться на летнюю практику или найти первую работу. К преподавателям тоже можно обратиться за советом или попросить у них рекомендательное письмо.

Подпишитесь на компании в соцсетях

Определите список компаний, где вам хотелось бы стажироваться, прошерстите их сайты, в особенности вкладку «Карьера», и подпишитесь на соцсети. Стоит познакомиться, хотя бы виртуально, с хедхантерами: часто они сообщают о вакансиях в фейсбуке и телеграме. Если хотите предложить кому-то сотрудничество — соблюдайте этику и по возможности пишите не в личку, а на рабочую почту. Полезно читать и блоги нынешних интернов: из них вы узнаете, как устроена работа в компании и какие навыки стоит прокачать и подчеркнуть в резюме.

Учите английский

Подтяните английский до такого уровня, чтобы не стыдно было писать на нем деловые письма и рассылать их в международные компании. Тренируйте коммуникативные навыки и будьте готовы к собеседованию на иностранном языке, даже если устраиваетесь в российскую компанию. Каждый дополнительный язык — ваш козырь.

Проявляйте инициативу

Не ждите волшебного оффера из ниоткуда. Хотите стать журналистом в крупном медиа — набирайтесь опыта в небольших редакциях, создавайте блог, читайте авторов, которые вам нравятся (можно даже им подражать). Преподы дают только теорию, да и то устаревшую? Не ограничивайтесь стенами своего вуза, поищите бесплатные онлайн-курсы по интересным вам направлениям — их могут читать преподаватели из других университетов. Если учитесь создавать сайты — предложите свою помощь благотворительному проекту, рисуете иллюстрации — выставите их на стоке. Делайте что-то, чтобы стать заметными.

Участвуйте в профессиональных конкурсах

Отбор на стажировку в крупную компанию часто проходит на конкурсной основе. На каждом этапе отсеиваются участники, которым не хватает нужных навыков или мотивации. Пробовать точно стоит, даже если вы пока не уверены в своих силах. Это возможность проверить себя, потренироваться в тестовых заданиях, побывать в офисе компании и познакомиться с ее сотрудниками. Помимо внутренних испытаний, которые проводят отдельные компании, есть и масштабные студенческие конкурсы. До 18 ноября еще можно податься на олимпиаду «Я — профессионал». Студенты, прошедшие отборочный онлайн-тур, попадут в зимние школы — в этом году их будет 18, в разных городах страны. На кону — денежные призы, льготы при поступлении в магистратуру и аспирантуру и возможность устроиться в топовые компании. Среди них — «Яндекс», «Росатом», ВТБ, Сбербанк и другие корпорации.

Как стать крутым дизайнером и научиться работать с правками клиента

Руководитель образовательного направления «Нетологии» для дизайнеров рассказывает, как выбрать дизайн-профессию, подготовить портфолио и научиться работать с правками клиента.

Руководитель направления «Дизайн и UX» в онлайн‑университете «Нетология».

«Чтобы стать хорошим дизайнером, лучше не быть творческим человеком»

— Чем занимаются в «Нетологии» сотрудники образовательного направления «Дизайн и UX», которым вы руководите? Какие задачи конкретно у вас?

— Я работаю руководителем отдела дизайна. Создаю образовательные программы для людей, которые хотят стать дизайнерами разных направлений: веб‑дизайн, гейм‑дизайн, моушен и много других. Со мной эти программы делают ещё семь человек. Продюсеры — менеджеры проекта, они следят за общей канвой. Методисты общаются с экспертами и прорабатывают контент. Координаторы ведут студентов, которые проходят курс, отвечают на все вопросы.

— Сколько разных профессий сегодня объединяет слово дизайнер?

— В «Нетологии» мы пока выделяем четыре направления, на основе которых строим образовательные линейки. А в рамках этих направлений уже формируются разные профессии и более нишевые специализации.

  1. Продуктовый дизайн. Это создание интерфейсов, которые решают бизнес‑задачи. Мы учим исследовать, анализировать и находить визуальное решение, которое подойдёт бизнесу и решит потребности пользователя.
  2. Графический дизайн и коммуникации. Это работа с маркетингом: создание айдентики компании, рекламы, фирменного стиля. Здесь мы даём базу цифрового дизайна, но ещё рассказываем, как построить бренд, подобрать слоган, как упаковать массивы данных в инфографику.
  3. Моушен‑дизайн. Это графика в движении, работа с анимацией. Когда нужно оживить статичную графику и интегрировать её в видео, на сайт или в игру. Например, заменить фон видеоклипа или добавить в него летящую муху.
  4. Гейм‑дизайн. Описывает правила и особенности игр. Гейм‑дизайнеры практически продакт‑менеджеры в игровой индустрии, зачастую они контролируют весь процесс от идеи до реализации. Здесь мы учим создавать прототипы игр, шаблоны игровых интерфейсов, объясняем механику и сторителлинг.
Читать еще:  Безмятежный отдых на озерах в 2020: лучшие места, особенности, роскошные пейзажи

Ещё есть кросс‑дисциплинарные профессии, например на стыке дизайна и программирования. Допустим, full‑stack‑дизайнер — это универсальный игрок. Он верстает страницы, разрабатывает дизайн.

Научиться можно любой из этих профессий. Всё зависит от самого человека: хочет ли он новых знаний или смотрит на курс как на волшебную пилюлю. Ведь задача образования — дать систему теории и практики, чтобы человек не бегал по разрозненным информационным каналам, где половина сведений основана на личном мнении, а не понимании запросов рынка.

— Каким был ваш путь к профессии дизайнера и этой работе?

— Я самоучка. Начал работать в этом направлении больше 10 лет назад. Тогда не было таких образовательных проектов, которые есть сейчас, особенно заочных. Может быть, в Москве что‑то было, но я тогда жил в Астрахани. Там реальность была чуть оторванной от мира. Интернет, конечно, был. И вот он меня сильно увлекал.

Мне казалось очень крутым, что в интернете можно получить так много информации, рассказать свои истории людям со всего мира.

Я начал изучать, как именно информация живёт в интернете. Так и пришёл к интерфейсным решениям — сайтам.

Параллельно я занимался организацией ивентов и должен был разбираться в рекламе: знать, как выделиться на фоне других, найти аудиторию. Так что я стал погружаться в разные графические аспекты и механизмы привлечения внимания. По сути, я брал то, что было сделано до меня, и адаптировал это под решение своей задачи. Важно избегать чистого листа и уметь работать с референсами. Многое уже придумали за нас.

Потом я пошёл на курс «Нетологии» по веб‑дизайну. Он был рассчитан на новичков, поэтому я знал больше, чем давал этот курс. Начал помогать с развитием этой образовательной ветки. Чтобы стать директором, мне понадобилось 4,5 года. Как видите, я начал студентом и прошёл все этапы.

«Дизайн требует эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен уметь погружаться в их проблемы и контекст»

— Какие навыки, не связанные непосредственно с дизайном, каждый день помогают вам в работе?

— Мне помогла дикая любознательность и любовь к тому, что я делаю. Я убеждён, что невозможно хорошо делать то, что тебе не нравится, и глубоко копать там, где неинтересно. Ещё коммуникабельность. Я открытый человек, не стесняюсь заводить разговор, ко мне тоже всегда можно подойти и пообщаться.

Дизайн — это сфера, которая требует большой эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен хорошо их чувствовать. Плохих и хороших людей не бывает, есть контекст, который на нас влияет. Дизайнеры должны это понимать практически на уровне психолога.

— Что важнее для успеха дизайнера: узкая специализация и отточенное мастерство в одной сфере или универсальные умения? Талант или опыт?

— Сейчас узких направлений практически нет, есть декомпозиции больших продуктовых веток. Но современный дизайнер — это чувак, который живёт всей сферой. Некоторые люди приходят в дизайн и думают, что сейчас научатся делать лендинги на Tilda и начнут зарабатывать бешеные деньги. А на самом деле это только начало. Нужно научиться работать с бизнесом и понять: ты трудишься на результат.

Дизайнер ведь прорабатывает очень много внутренних вопросов, чтобы прийти к внешней составляющей. Даже выбирая молоко в супермаркете, мы сначала считываем, как выглядят разные пачки. Берём ту, которая нам нравится, и только потом смотрим, сколько она стоит, какой состав. То, что нам не нравится внешне, мы, скорее всего, даже в руки не возьмём.

Дизайнер должен хорошо исследовать поле работы, понять, на что обратят внимание его пользователи, и составить правильную карту пути.

Я не верю в талант. Он слишком зависит от окружения и сил, которые в вас вкладывали родители ещё в детстве. Во взрослом возрасте тяжелее что‑то осваивать. В голове сначала включается ленивая обезьянка и только потом рациональная личность. Главное — начать. И максимально простым языком объяснять текущую задачу ленивой обезьянке у себя в голове. Когда начнёт получаться, что‑то щёлкнет и даже ваша ленивая часть начнёт кайфовать. Но до этого этапа доходят не все.

— Обязательно ли быть творческим человеком, чтобы стать хорошим дизайнером?

— Лучше вообще не быть творческим, чтобы стать хорошим дизайнером. Дизайнер — это в первую очередь проектировщик, а творческий акт больше для чувства красивого. Творческие люди всё время уходят в художника, который делится своим внутренним миром. А дизайнер — это другая история. Он работает в рамках бизнес задачи.

Чтобы стать хорошим дизайнером, нужно творчество приравнивать к пользовательскому результату. Важно иметь хороший вкус и находить креативные способы решения задач. И это всё можно оттачивать. Например, смотреть работы других дизайнеров или читать книгу и визуализировать образы. Нужно подходить ко всему с позиции анализа: почему сделано именно так, какой смысл в это заложен и как он помогает людям.

— Насколько легко переходить из одной дизайнерской профессии в другую? Например, начать веб‑дизайнером, перейти в UX‑дизайн, а потом создавать упаковку и рекламные макеты для брендов FMCG?

— Переходить из одной профессии в другую можно. Вопрос, скорее, в том, как развиваться: вертикально или горизонтально. Нужно стремиться быть профи в своей нише и хорошо понимать соседние. В основе любого направления лежит одна цель — проектирование пользовательского опыта и его визуализация. Для графических дизайнеров этот образ живёт в мире маркетинга. Для продуктовых — в мире бизнеса. Моушен живёт в видео, а геймдизайн — в сфере игр. Нужно понимать, что, если ты крутой моушен‑дизайнер, но терпеть не можешь компьютерные игры, вряд ли ты станешь классным геймдизайнером.

Читать еще:  Рисунки на листьях от Кристи Ботковели и Бека Заридзе

Но дизайнерам часто нужно брать инструменты из соседних сфер. Например, продуктовый дизайнер понимает, что статичным изображением его пользователей не удивить, и идёт ресёрчить в 3D и моушен, берёт что‑то для своего продукта. В любом случае чем дольше ты в дизайне, тем большего количества сфер ты успеваешь коснуться.

— Без чего невозможно представить ваше рабочее место? Какие гаджеты вам необходимы?

— Нужен ноутбук с хорошей матрицей. Если есть деньги, можно купить софт для работы. Нет — не страшно, есть бесплатные решения. Остальное — это вопрос удобства каждого человека. Одним нужна мышка, другие любят работать на планшете, третьим требуется гигантский монитор или клавиатура особенного цвета.

— Чем ASUS VivoBook S15 качественно отличается от вашего предыдущего ноутбука? Для вас, как для дизайнера, важен его внешний вид?

— Он лёгкий, его удобно таскать повсюду с собой. При этом базовые задачи по созданию интерфейсов он закрывает. Хорошее качество экрана, отзывчивый и удобный трекпад, операционная система работает быстро — памяти хватает. А, и ещё у него есть важное ценовое преимущество. В рамках этого бюджета у него хорошее соотношение параметров, без явной переплаты за бренд.

Внешний вид важен отчасти. Не столько цвет, сколько фактура. Мне, например, нужно, чтобы ноут был приятным на ощупь: менее глянцевым, более матовым, шероховатым. И чтобы клавиатура меня не бесила сложностью считывания. У Asus клавиатура имеет хороший ход и считывание. Я бы ещё сделал её темнее.

— Есть мнение, что ноутбуки для дизайнеров — это всегда компромисс между большим дисплеем и портативностью, производительностью и размерами. Что, с этой точки зрения, представляет собой ASUS VivoBook S15?

— У каждого своя зона комфорта по диагонали. Я могу спокойно работать и на ноутбуке. Для меня суперкомфортная диагональ — 15 дюймов. Если есть какая‑то большая задача, которая требует точности и концентрации, лучше подключить монитор. Ноут — это больше история про то, что можно работать в любом месте и носить его с собой.

К дисплею ASUS VivoBook S15 у меня нет никаких претензий. У него хорошая матрица и показатели, его хватит для решения большинства базовых дизайнерских задач без захода в истории, где нужна тонкая работа с цветом. Особенно если учесть бюджетную стоимость — это очень хорошее соотношение цены и качества.

— Для многих дизайнеров мышка — инструмент более удобный, чем тачпад. Чем вы пользуетесь обычно? И насколько удобной для вас оказалась работа с интеллектуальным тачпадом ScreenPad 2.0?

— Я стараюсь работать с тачпадом. Мышку не люблю таскать с собой. Обычно подключаю её для более тонкой работы, где тачпадом будет пользоваться не так удобно. Плюс у тачпада есть свои плюшки: быстрое свёртывание страниц, горячие клавиши. Для менеджерской работы его хватает. Мышку привлекаю для более серьёзных задач.

ScreenPad 2.0 — хорошая задумка, что‑то свежее на массовом рынке. Позволяет быстро переключаться на другие задачи или запустить окно мессенджера, где ты не будешь отвечать, но тебе нужно видеть, о чём идёт речь. Это прикольно.

«Финальный результат и количество правок нужно обговаривать заранее»

— Как реагирует на правки клиента хороший дизайнер? Когда можно и нужно настаивать на своём?

— В первую очередь нужно разобраться в одном моменте: ты дизайнер из крупной компании или фрилансер.

Дизайнер из компании знает бизнес и понимает, к чему его приведёт какое‑то визуальное решение. Он должен уметь обосновывать, почему нужно сделать именно так, что это принесёт компании. Фрилансер работает с бизнесом. Зачастую у него нет времени разбираться во всех тонкостях компании. Поэтому ему может быть полезно прислушаться к клиенту, который знает этот бизнес лучше. Если от решения отказываются, нужно обсуждать и объяснять, почему предпочтительно будет сделать именно так.

Если ты позволяешь себя продавливать и подвергать сомнению свои скилы как специалиста — это плохо.

Один вариант — ты сделал проект на коленке, думал, что прокатит, но нет. Второй — этот клиент просто тебе не по зубам. Хороший дизайнер должен заранее обговорить количество правок и финальный результат. Всегда нужно искать коммуникационный компромисс. Бизнес дал комментарии, которые тебе не понравились, но зато после них заказчик остался доволен. Значит, ты закрыл его потребность, а для этого он тебя и нанимал.

— Какие проверенные личным опытом советы вы могли бы дать новичкам в дизайне, мечтающим о крутом портфолио, но не имеющим пока классных заказчиков?

— Это очень просто. Если нет заказчиков — не нужно тратить 100% времени на их поиск. Заходишь на любой известный сайт и делаешь ребрендинг выбранного продукта. Описываешь свой подход, вижн и выкладываешь, например, на Behance. Такие вещи могут сработать круче, чем реальный кейс. Они могут запустить «сарафан», и все в комьюнити будут говорить, что какой‑то новичок замахнулся на ребрендинг Mercedes.

Нужно развивать личный бренд. Можно долго рассказывать на районе, что ты дизайнер, но если Google не знает твоего имени, то тебя как будто и не существует. Надо найти соцсеть, где тусуются люди из твоей сферы, и заниматься селф‑менеджментом. Твой аккаунт в соцсетях — это то, каким тебя будут знать много людей. Они могут знать весёлого парня с вечеринок, а могут знать профессионала. Нужно ходить на дизайнерские тусовки, знакомиться, перелопачивать интернет, и главное — не ждать, а делать.

Источники:

http://design-mate.ru/read/an-experience/how-to-find-an-internship-abroad

http://knife.media/intern-pro/

Как стать крутым дизайнером и научиться работать с правками клиента

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector