Stockholm Design Week: репортаж наших дизайнеров
Stockholm Design Week: 15 лучших
Стокгольмская неделя дизайна не так масштабна, как январские выставки в Париже и Кельне, но не менее интересна: именно здесь можно увидеть главные новинки скандинавских брендов, познакомиться с работами талантливой молодежи из Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии и проанализировать основные тенденции года. Мы собрали 15 лучших предметов и коллекций, представленных в ходе SDW в этом году.
Одна из самых заметных новинок Stockholm Design Week — совместная коллекция финского бренда Iittala и японского модного дома Issey Miyake. Серия аксессуаров для дома включает 30 предметов, в том числе подушки и салфетки в духе оригами, асимметричные многоугольные блюда из глазированной керамики и стеклянные сосуды простой формы. Пастельные оттенки, красота фактур и минимализм, равно любимый как японцами, так и финнами, делают эту коллекцию одной из самых успешных в истории фабрики Iittala, которая отмечает в этом году свое 135-летие.
Шведское дизайн-бюро Färg & Blanche представило на выставке сразу две симпатичные новинки для бренда Gärsnäs, каждая из которых — результат эксперимента с методами обработки материалов. Кресла и диван Julius демонстрируют необычный способ обивки: деревянные спинка и подлокотники предметов буквально прострочены насквозь, а шов выделен контрастными нитями на их обратной стороне. Это замысловатое решение носит не только декоративный характер; благодаря ему спинка и подлокотники становятся заметно тоньше обычного, а предметы выглядят более изящно.
Также бюро пополнило коллекцию Succession новыми зеркалами в кожаных рамах, которые кажутся стегаными, но на самом деле сделаны методом петеряжки кожи веревками. Следы от веревок остаются на коже после нагрева и постепенного охлаждения перетянутых предметов.
Асимметричный светильник Alto — одна из новинок шведской фабрики Wästberg. Создавая его, дизайнер Дирк Винкель ориентировался на визуальные принципы бруталистской и деконструктивистской архитектуры. Простота формы и гармоничные пропорции помогли Alto завоевать награду Best Product в рамках конкурса Editor’s Choice Award, проходившего на выставке Stockholm Furniture & Light Fair, которая была частью Недели дизайна.
Приятно сознавать, что наши соотечественники — авторы одного из самых симпатичных стендов выставки. Основатели проекта Izba Project, представленного в прошлом году в Милане, Татьяна Кудрявцева и Ярослав Мисонжников привезли в Стокгольм выставку «Натуралист«, подготовленную шестнадцатью дизайнерами из России. Сюжет выставки — интеграция городского жителя в природный контекст — удачно перекликается с темой Stockholm Furniture & Light Fair 2016, посвященной предметам обстановки для террас, балконов, патио и веранд. Российские дизайнеры спроектировали оригинальные кашпо и подставки для домашних растений, вазы и чаши для цветов, контейнеры, ткани и другие аксессуары.
Британец Том Диксон известен своими металлическими светильниками, которые часто копируют, и брутальной мебелью. Свой интерес к индустриальной эстетике дизайнер выразил и в новой серии ковров для датской компании Ege. Вдохновением для Диксона стали улицы Лондона; повторяющиеся узоры на коврах созданы на основе его городских наблюдений: так, модель Crack напоминает растрескавшийся асфальт, Smoke — дым от выхлопной трубы, Tide — серую воду Темзы.
Исландская дизайн-студия Umemi подхватила тенденцию использовать предметы крупной вязки в интерьере и выпустила коллекцию ярких подушек-узлов Notknot.
Диван Hector по проекту норвежцев Anderssen&Voll — нечто среднее между традиционным кожаным диваном и легкой модернистской моделью на тонких ножках. От первого дизайнеры оставили самое главное: огромные мягкие подушки из фактурной рыжей кожи, но расположили их на тонком каркасе, обтянутом нейтральным текстилем, а строгость форм подчеркнули контрастным шнуром.
Шведская компания Offecct, производящая звукоизолирующие панели и перегородки, пригласила к сотрудничеству японского дизайнера Джина Курамото который создал коллекцию ширм The Wind. «Мне хотелось привнести в интерьер красоту случайных образов, которые встречаются в природе, — объясняет дизайнер, описывая округлые ширмы на бетонных основаниях. — С помощью The Wind можно вырастить целый лес природных форм в пространстве с хаотичной акустикой».
Еще одна работа талантливого японца Курамото — полупрозрачные чаши Phantom, созданные для коллекции аксессуаров Smaller Objects дизайн-студии Claesson Koivisto Rune. Почти невесомые чаши сделаны из полиэстровой сетки, спрессованой при высокой температуре, и выкрашены с эффектом деграде.
Дизайнеры уже давно провозгласили, что вешать на стену голову убитого животного или его рога — дурной тон. Вариантов замены придумано множество: пластиковые и картонные рога с зеркалами, гипсовые и текстильные головы-трофеи, металлические рога-вешалки и так далее. Финская фабрика BEdesign предлагает еще один — угловатую дубовую полку для книг и мелочей Deer, напоминающую голову дикого оленя.
Мы уже упоминали, что постмодернизм 1980-х годов возвращается в моду, и коллекция столиков Freckles and Shine шведской студии Fish and Pink очередное тому подтверждение. Столешницы столиков Confetti и Balance сделаны в технике terrazzo из каменной крошки, воды и цемента, а массивные основания-плиты — из прессованного древесноволокнистого материала под названием Valchromat. Смелую геометрию столиков и насыщенную окраску дополняют детали из латуни и натурального дерева.
Молодые шведские дизайнеры из бюро Haha также обращаются за вдохновением к истории дизайна. В основу мебельной коллекции Vima легли предметы эпохи Баухауза и новаторская для того времени технология, позволявшая сгибать стальные трубки и использовать их для создания каркасов кресел, столов и другой мебели.
Переносная аудиоколонка Helsinki компании Vifa больше похожа на модный аксессуар, чем на гаджет: она сделана в форме дамской сумочки с кожаной ручкой и динамиком, обитым текстилем бренда Kvadrat.
Дизайнеры Ксинью Венг и Тао Хайю из берлинской студии Yuue Design спроектировали минималистичный торшер Balancer с механизмом, который позволяет менять угол наклона лампы. «Мы не стали прятать механизм, наоборот, мы продемонстрировали его во всей его красоте, и это украшает светильник лучше любого декора», — рассказывают дизайнеры.
Одной из важных тем Недели дизайна в Стокгольме стала акустика в интерьере и способы звуковой изоляции. Сразу несколько брендов представили проекты ширм, настенных покрытий и перегородок, а дизайнеры из финской студии MottoWasabi придумали для компании Vivero оригинальный предмет под названием Tomako — фетровый купол, в котором можно спрятаться от шума. Купол укреплен на длинной ножке, похожей на ножку торшера, и предназначен для лобби и открытых офисов.
Итоги и тренды скандинавской Недели дизайна в Стокгольме
Скандинавская Неделя дизайна проходит в начале февраля и завершает блок первых интерьерных выставок сразу после imm Cologne (14–20.01.2019) и Maison & Objet (18–22.01.2019). Все началось в 2002-м, и с каждым годом это событие становится все более заметным на дизайнерской карте. Это уверенный топ-5, если не больше, по влиянию на мировой дизайн. Именно поэтому мы со специальным репортажем из Стокгольма.
Stockholm Furniture & Light Fair (выставка мебели и света) прошла синхронно со Stockholm Design Week с 4 по 9 февраля. На выставке было представлено более 700 брендов и свыше 2000 участников с разных уголков Европы. Традиционно львиная доля была из скандинавских стран, но география ширится, уже не первый год есть представители Украины (в этом году Fild и Faina).
Специальным гостем было известное китайское архитектурное бюро Neri & Hu. Они выступили перед посетителями в формате встречи Design Talks и поделились рабочими кейсами, применимыми на практике. Кроме этого они создали инсталляцию, выполненную в стиле традиционной хижины китайской деревни. Внутри можно было рассмотреть топовые бренды от партнеров инсталляции. Авторская идея заключалась в том, чтобы обратить внимание мировой общественности на уничтожение китайских деревень современным урбанизмом.
По традиции, которая сложилась на скандинавской Неделе дизайна, на время работы выставки каждый год разрабатывается дизайн-бар, который всякий раз проектирует новое дизайнерское бюро. В этот раз такая честь была предоставлена норвежской студии Anderssen & Voll. Они также, как и их китайские коллеги, в своем проекте использовали дерево и обыграли пространство для встреч, общения и еды скандинавским эко-ресторанчиком, где главенствующую роль играло дерево.
Черпая вдохновение из скандинавских атриумов и японской эстетики, Anderssen & Voll спроектировали конструкцию из сосны, которую окружает уютный внутренний двор, также из дерева. Партнером выступила компания Swedwood, которая входит в холдинг IKEA. В дизайнерском ресторане была представлена мебель, которую бюро разрабатывало для различных брендов (Muutu, Swedese, Ariake и другие).
К слову о Design Talks — они проходили именно в Victoria Hall второй год подряд, поблизости зоны ресторана Anderssen & Voll. Темой этого года была несколько размытая — «Задачи на будущее», но спикеры справились. Самые интересные презентации были от Neri&Hu, Тома Диксона, Джулиана Де Шмедта, Матали Крассет и Дэвида Талструпа.
Площадка для молодых дизайнеров Greenhouse уже давно является неотъемлемой частью Stockholm Furniture & Light Fair. В этом году куратором павильона выступила молодая, но уже успешная и достаточно авторитетная в индустрии студия Thau & Kallio.
Стоит отметить ребят bacteria lamp от Яна Клингера. Молодой дизайнер предлагает создавать паттерны из бактерий, причем есть возможность создать бактерию со своим днк, из которой дизайнер потом сделает личный паттерн заказчика. Эта идея уже была удостоена дизайн-решением года.
Студенты шведской академии дизайна предлагают обратить внимание на процессы потребления и приобретать новые предметы мебели лишь тогда, когда существующие выйдут из строя, чтобы не захламлять планету.
В этом году лучшим стендом выставки Stockholm Furniture & Light Fair был признан стенд компании BAUX, которая производит акустические панели. Стенд включал в себя не только саму продукцию, но и раскрывал основную философию компании на конкретных примерах. В чем же их особенность?
BAUX Acoustic Pulp изготовлен из экологически устойчивых шведских елей и сосен, пшеничных отрубей без ГМО, картофельного крахмала, растительного воска и кожуры цитрусовых — всё без дополнительных химических веществ.
Данные панели сочетают в себе эксплуатационные свойства звукопоглощения, безопасности и долговечности с устойчивостью и современной эстетикой, что важно.
Цвет панелей достигается с использованием различного процентного содержания пшеничных отрубей — 0, 5 и 30%.
Вместе с тремя узорами оригами, существует девять комбинаций цветовых узоров и бесконечные возможности для смешивания, согласования и гармонизации с различными космическими дизайнами.
Уже был презентован новый дизайн от шведской студии Form Us With Love с использованием основы из нового материала (древесные целлюлозные нити, когда древесина разлагается на целлюлозу и вяжущее средство, что исключает необходимость использования клея). Материал был разработан совместно с научным центром KTH. Безвредны для нас, безвредны для окружающей среды.
Выбор редакции
Литовская компания jot.jot становится все заметнее на ярмарке. В этот раз они познакомили посетителей не только с новинками, но и новыми сотрудничествами с именитыми дизайнерскими компаниями.
Например, диван brick, дизайна датской компании KiBiSi, которая объединяет усилия Ларса Холме Ларсена(Kilo Design), Бьярке Ингелса(BIG architects) и Йенса Мартина Скибстеда (Skibsted Ideation). Оттого и такое название компании — по первым буквам. Сама компания берет свое начало с 2009, а дизайн дивана появился в 2010, ровно тогда, когда Бьярке не мог найти диван себе домой.
Отправной точкой была тема кирпича и связи кирпичной кладки. Там и кнопки из фибробетона, потому диван по-настоящему архитектурный. Забавно, что сам Бьярке говорил: «такой диван, это просто куча подушек связанных между собой некой формой». В чем можно и убедиться на фото.
А с конца 2018 jot.jot начали сотрудничество с KiBiSi и представили несколько их продуктов на своем стенде на прошедшей выставке в Стокгольме, включая этот диван. Кроме дивана в коллекции пуфы, двух- и трехместные сидения.
Инсталляция Stockholm Design Week
В рамках Stockholm Design Week на террасе обновлённого пятизвездочного отеля At Six можно было посетить новую совместную инсталляцию компании напольных покрытий Tarkett и дизайнерской студии Note Design Studio. Идея заключалась в том, что напольные покрытия могут служить не только функционально, но и с креативным подходом использоваться как декор. В данном случае имитация снежных сугробов была сделана с помощью продукции Tarkett.
Получилось символично — за окном снег настоящий, в павильонах — имитация. И это ещё один пример, когда крутая идея может быть простой и лежать на поверхности, просто не надо стесняться ее брать и использовать.
Тренды выставки, о которых ты точно должен знать
Ренессанс дерева. Одной из четких тенденций в архитектуре и дизайне интерьера является растущий интерес к дереву. В этом году на Стокгольмской ярмарке мебели и света было много сосны и ели.
Инсталляция, спроектированная китайской архитектурно-дизайнерской фирмой Neri & Hu — почетным гостем этого года, — полностью создана из сосны. Змеевидная деревня была построена с использованием шести километров сосны из леса Вермланд в Швеции. В Design Bar, который был разработан норвежской дизайнерской студией Anderssen & Voll, также преобладают сосна и ель.
«Дерево — фантастический материал. Мы выбрали в первую очередь сосну для нашей установки по ряду причин: она растет здесь, в северном регионе, это живой материал и пахнет хорошо. Он также обладает естественным теплом и с ним легко работать. Мы хотим создать успокаивающий оазис, который позволит провести интимные встречи между гостями, и этот материал делает это возможным.
Чтобы улучшить ощущение и впечатление от сосны, мы также поместили две сосны во дворе с целью повышения признательности и уважения к материалу», — объясняет Торбьерн Андерссен.
На стендах у компаний было также много дерева.
Кроме натуральных материалов все также популярен ресайклинг. Панели для рабочих пространств Edsbyn как раз об этом.
Стоит отметить, что практически в каждой коллекции ключевых скандинавских брендов были предметы мебели с барашком по текстилю.
Все также в моде ретро, только в новом переосмыслении. Дизайн 50-х и 60-х (mid-century modern) в новых коллекциях актуализирован и выглядит современно. Культовые формы стали более округлыми снаружи, но это не коснулось эргономичности и функции. Все проверенные и нашумевшие хиты времен Вернера и Якобсена все также удобны, но теперь впишутся в интерьер не только как винтаж, а скорее эклектичны и органичны в миксе времен и стилей.
Если говорить о полках, то они все больше несут декоративную функцию. В период оцифровки мир и книг, полки теперь для декора, как и сами книги стали больше приятным дополнением.
Мы живем в эпоху динамики, быстрых решений и компактности мира. Мир стал доступнее, сроки более сжатыми. От оупенспейсов никто не отказывается, меняется форма открытого пространства. Индивидуальные зоны, стильные перегородки, переговорные. Это мы видели еще в 2017-м, видим и сейчас, актуализировалась лишь форма. В зоне living тоже можно наблюдать эту тенденцию.
Компактность, модульность, многофункциональность — это основа, главный тренд зоны гостиной — переносные пуфы. Практически все лидеры рынка предложили свой вариант. В остальном можно лаконично охарактеризовать увиденное одним леймотивом — простые формы и сложные цвета.
Цвета. Сложные насыщенные сочетания. Все оттенки серого и зеленого, вариации желтого, оттенки горячего солнца и свежего апельсина. Теплые, но темные тона превалировали.
Неделя дизайна в Стокгольме: самые важные премьеры
Выставка Stockholm Furniture & Light Fair ( 6–10 февраля) и Стокгольмская неделя дизайна делают акцент на скандинавском дизайне. Здесь много премьер от брендов-дебютантов, однако активны и итальянские гости.
Особую инсталляцию приготовила «королева комфортного интерьера», талисман итальянской индустрии Паола Навоне. Обсуждают наше будущее француженка Индиа Мадави вместе с итальянским жителем Стокгольма, модным автором Лукой Никетто. Какие марки, имена и шоу не пропустить — специальный шорт-лист от ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.
Новый бренд Northern привлек таких дизайнеров, как Vera & Kyte, Färg & Blanche и Руди Вулфф (Rudi Wulff) для того, чтобы создать свою дебютную коллекцию, состоящую из 24 предметов. Бренд является детищем норвежца Ове Роне (Ove Rogne), который начал со светильников, а потом расширил ассортимент. Ове решил, что может предложить бренд норвежского образа жизни с космополитичным уклоном.
Эксперт в области современного дизайна, автор более 1000 публикаций об архитектуре, трендах, новой культуре интерьера и ее главных действующих лицах. Возглавляет группу изданий, выходящих под брендом ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.
Датская компания Nuura появилась в 2017 году. Дизайнеры Софи Рефер (Sofie Refer), Надя Лассен ( Nadia Lassen) и Петер Остерберг ( Peter Østerberg) реализовали коллекцию, состоящую из подвесных, настенных и настольных светильников, созданных на стыке технологий и ремесла.
Мастера вневременных интерьеров и скандинавского шика, дизайнеры студии Note представляют проект Lookout совместно с Tarkett, французским производителем паркета и напольных покрытий. Используя структуру, цвет и объем, Note создали архитектурную инсталляцию с трехмерным эффектом. 300 кв.метров, 8 различных материалов, 8 оттенков.
В Стокгольме португальский мебельный бренд De La Espada представляет «Let’s Pretend This Never Happened» — проект, который смешивает дизайн, театр и музыку в интерьере дома, когда-то принадлежавшего менеджеру ABBA. Новое сотрудничество De La Espada с бруклинским дизайнером Джейсоном Миллером обозначено выходом пяти новых продуктов. Авторами мебели выступают Neri & Hu, Мэтью Хилтон (Matthew Hilton) и Лука Никетто.
Фирма Ariaki Collection основана в 2017 году. Для Stockholm Furniture & Light Fair японский бренд спроектировал инсталляцию, которая объединила творчество дизайнеров Стаффана Холма (Staffan Holm) и Anderssen & Voll с японскими производителями Legnatec и Hirata. Из новинок можно оценить коллекцию мебели от Norm Architects, которая сочетает в себе датский дизайн с традициями японских татами и мебели из бамбука.
Beckmans Design High School
Двенадцать выпускников Beckmans Design High School посотрудничали с шестью ведущими производителями мебели из Швеции: Blå Station, Gärsnäs, Johanson Design, Källemo, Massproductions и Materia. Молодые таланты тесно сотрудничали с компаниями, чтобы реализовать свои идеи и создать интересный прототип.
Источники:
http://thearchitect.pro/ru/news/6982-Itogi_i_trendyi_skandinavskoy_Nedeli_dizayna_v_Stokgolme
http://www.interior.ru/design/2718-nedelya-dizajna-v-stokgolme-samye-vazhnye-premery.html