Как перестать беспокоиться и сделать дом безопасным для вас и детей
Как сделать квартиру безопасной для ребенка
Первые шаги малыша приносят счастливым родителям не только долгожданную радость, но и дополнительные заботы, связанные с опасностью, которую могут нести казалось бы простые бытовые вещи для маленького ребенка. В первую очередь, папе и маме следует понимать, что все имеющиеся в доме предметы, начиная от хранящейся в шкафах одежды и заканчивая стоящей в данный момент на столе посудой, представляют для малыша большой интерес, потому что их вид, запах, вкус и тактильные ощущения являются для него абсолютно новыми.
Квартира или дом – то место, где ребенок первых лет жизни проводит больше всего времени, являясь источником первого опыта взаимодействия с окружающим миром. Очень важно, чтобы родной дом был для маленького человечка как можно более безопасным, чтобы ни один день общения родителей с малышом не омрачился неприятными последствиями, которых вполне можно избежать, если заранее подготовиться.
Обеспечивая безопасность ребенка в доме, родители могут руководствоваться одной из двух основных стратегий:
- Тщательно контролировать действия ребенка.
- Сделать квартиру как можно более безопасной.
- В первом случае ребенок находится под пристальным вниманием родственников, а его действия тщательно контролируются и немедленно пресекаются, если могут нести какую-либо опасность. Такой подход требует от родителей максимальной концентрации внимания, результатом которого может стать значительная физическая и психологическая усталость. Ребенок, в свою очередь, в какой-то момент начинает просто бояться вызвать отрицательную реакцию родителей, что отразится на его характере, снизит тягу к получению новых знаний.
- Значительно более привлекательным во всех отношениях является второй вариант, когда ребенок может спокойно играть в квартире, а родители не будут беспокоиться о его безопасности и смогут посвятить свое внимание решению других неотложных дел. Конечно, сделать полностью безопасной всю квартиру практически нереально, поэтому можно ограничиться хотя бы теми комнатами, где ребенок проводит большую часть времени дома – это детская и гостиная. Детской комнате необходимо уделить особое внимание. Обезопасив ребенка, родители вместе с тем решают еще одну очень важную задачу – обеспечивают сохранность материального имущества, которому ребенок, разумеется, ненамеренно, но все-таки может нанести вред.
Итак, какие же факторы риска подстерегают ребенка в квартире?
Тяжелые предметы и мебель
Если какой-либо предмет, даже находящийся на значительной высоте, вызвал у ребенка интерес, он может попытаться добраться до него. Например – пластиковый комод, который часто ставят возле кроватки ребенка. На его столешнице могут стоять бутылочки для кормления, тюбики с детским кремом и другие предметы первой необходимости. У годовалого младенца уже хватит сил, чтобы опрокинуть такой комод на себя, потянувшись к увиденному вверху предмету и схватившись за ручку одного из выдвижных ящиков.
Молодые родители знают: за малышами нужен глаз да глаз. Еще до того, как в доме появляется ребенок, .
Чтобы ни один из тяжелых предметов не нанес малышу вреда, необходимо сделать следующее:
- Проверить устойчивость всех предметов мебели. Шкафы, тумбочки и столы не должны раскачиваться. Следует предусмотреть ситуацию, когда малыш может ухватиться за край стола и попытаться подтянуться на нем. В этом случае мебель не должна раскачиваться, и уж тем более, опрокидываться. Опасные предметы мебели, если таковые будут выявлены, лучше вынести из детской и поставить в той части квартиры, где ребенок бывает меньше всего.
- Не класть ничего на край стола, чтобы ребенок не мог дотянуться до чего-либо и опрокинуть на себя. Следует помнить, что опасность может представлять не только вес предмета, но и его содержимое, если речь идет, к примеру, о кухонной посуде. Также необходимо следить, чтобы со столов не свисали вниз провода от бытовой техники – фена, утюга, ноутбука и так далее.
- Выделить для игрушек ребенка открытый стеллаж или полку, обеспечив к ней свободный и беспрепятственный доступ. В этом случае кроха будет больше внимания уделять игрушкам вместо обследования полок и тумбочек с вещами родителей.
Где же родителям хранить свои вещи?
Нередки ситуации, когда малыши проявляют интерес к содержимому тумбочек, шкафов и выдвижных ящиков. Выйдя на несколько секунд из комнаты и вернувшись обратно, родители могут обнаружить, как ребенок планомерно выбрасывает из тумбочки аккуратно сложенные джинсы и футболки, пробуя на зуб пуговицы и молнии. В этом случае помогут несколько простых советов:
- Если установить капитальные защелки на шкафы и ящики достаточно проблематично, то полоска обыкновенного скотча вполне может спасти положение. Потянув за ручку и не открыв дверцу, ребенок быстро потеряет интерес к шкафу и переключится на другое, более интересное занятие.
- Для тумбочек и шкафов с двумя дверцами более действенным методом является обычная резинка, которой стягиваются между собой две ручки.
- Вещи с открытых полок, находящихся в зоне досягаемости крохи, все же придется полностью убрать. Чтобы освободившееся пространство не пустовало, на полочках можно разместить мягкие игрушки и другие, безопасные для ребенка нетяжелые предметы.
- Отличным решением на период от первых активных действий малыша до начала осознания своих поступков является покупка нескольких высоких и устойчивых деревянных комодов. На их столешнице можно удобно поместить косметику, мобильные телефоны, пульт от телевизора, ноутбук и другие «взрослые» предметы, а значительная высота обезопасит их и ребенка друг от друга.
Кухонная плита и другие горячие предметы
Безопасность ребенка на кухне заслуживает отдельного разговора и является вопросом, требующим пристального внимания родителей. Главной опасностью для ребенка на кухне является кухонная плита. В большинстве жилых домов и квартир установлены газовые плиты с духовым шкафом, регуляторы которых расположены в верхней части передней панели. К сожалению, уже умеющему ходить ребенку не составляет труда дотянуться до регулятора и из интереса покрутить его.
Важнейшее требование к интерьеру детской комнаты заключается в его функциональности. В одном помещен .
В результате этого может не только подгореть готовящаяся на плите еда, но и произойти утечка газа. Чтобы этого избежать, ребенка ни в коем случае нельзя оставлять одного на кухне с работающей плитой. Если плита выключена, газ необходимо полностью перекрыть, а перед последующим включением внимательно проверить, в каком положении находятся регуляторы.
В некоторых моделях кухонных плит, как правило, встраиваемых, регуляторы располагаются на верхней панели, куда ребенок, вероятнее всего, дотянуться не сможет. Это следует учитывать молодым семьям при обустройстве кухни.
Отдельную опасность для малыша представляет готовящаяся на плите еда. Чтобы ребенок не опрокинул на себя кастрюлю с горячим супом, по возможности лучше пользоваться дальними конфорками кухонной плитки, а при использовании ближних, ни в коем случае не подпускать малыша к плите.
Электричество
В идеале перед появлением малыша на свет в квартире нужно сделать ремонт, перенеся электрические розетки на безопасное расстояние. В действительности местом жизни молодой семьи может служить много лет не видевшая ремонта съемная квартира, в которой на каждую комнату приходится всего лишь по одной действующей розетке. Разумеется, в таком случае по комнате будут протянуты удлинители, к которым категорически нельзя подпускать ребенка.
Если полностью избавиться от удлинителей не представляется возможным, их следует протянуть таким образом, чтобы провод проходил за предметами мебели, куда ребенок не смог бы добраться. А сама розетка с несколькими гнездами имеет специальное отверстие, за которое ее можно подвесить к стене на безопасной для ребенка высоте.
Разумеется, все доступные розетки нужно закрыть специальными заглушками. Работающие электроприборы должны находиться вне зоны доступа ребенка.
Стекло и острые предметы
Играя в комнате, ребенок часто проводит руками по напольному ковру или паркету, пробуя на зуб найденные предметы. Поэтому, тщательная уборка с помощью пылесоса несколько раз в день является неотъемлемой частью жизни молодых родителей. Особенно актуально это в случае, если на пол разбивается что-либо из стеклянной посуды. Необходимо внимательно осмотреть пол на предмет поиска осколков и добиться их полного отсутствия. Если кроха найдет такой осколок, он легко может попытаться его съесть, последствия чего могут быть более чем неприятными.
Современная посуда, не считая дорогостоящего хрусталя и фарфора, сделана из практически небьющихся материалов. Таким чашкам и тарелкам не страшны падения с высоты обеденного стола или человеческих рук, поэтому для безопасности малыша рекомендуется заменить старую стеклянную обеденную посуду на новую небьющуюся.
Окна и двери
Если в комнате есть балкон, можно проанализировать, будет ли на нем безопасно ребенку? Если на улице теплая погода, балкон чист и застеклен, то вполне допускается беспрепятственно пускать туда малыша. Если же остекление отсутствует, делать этого крайне не рекомендуется.
Также не следует раскрывать настежь окна в комнате, где в данное время находится ребенок, открывая их лишь на проветривание. Помимо этого рекомендуется установить на окна защиту от детей. Ребенок с двухлетнего возраста начинает понимать, что если открыть окно, то можно попасть на улицу. А вот того, что между окном и улицей может быть несколько этажей малыш еще не в силах осознать. К сожалению, случаи выпадания детей из окон довольно часто встречаются в наше время.
Российскими стандартами определены ряд критериев и требований к письменному столу для дошкольника. К .
Опасные продукты и бытовая химия
Еще одной опасностью для ребенка на кухне являются продукты, употребление которых может вызвать отравление или привести к более тяжелым последствиям. Следует убрать подальше от возможного доступа ребенка уксус, подсолнечное масло, соду, алкогольные напитки, перец, острые приправы, и другие продукты, безопасность которых для малыша не является очевидной.
Кухонная мебель в большинстве случаев включает в себя нижний ряд шкафов и верхний, подвешиваемый к стене на некоторой высоте от первого. Чтобы обезопасить кроху, все опасные продукты и вещи нужно убрать повыше, а внизу можно поместить крупы, овощи, чистую металлическую посуду.
Отдельную опасность для ребенка представляют средства бытовой химии – стиральный порошок, моющие средства, пятновыводители и так далее. Также при их покупки лучше подбирать те средства, крышечка которых имеет специальную безопасную защелку.
Когда ребенок только начинает ходить, он еще не понимает, какие опасности может представлять для него окружающая обстановка. Маленький исследователь тянет ручки к интересующим его высоко стоящим предметам, а найденные на полу осколки может нечаянно проглотить. Следуя нехитрым советам, молодые родители могут в дальнейшем не беспокоиться о безопасности своего ребенка, больше времени уделяя себе и меньше утомляясь. Кроха же, в свою очередь, беспрепятственно может перемещаться по комнате, открывая для себя новое и неизвестное.
Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги Дейла Карнеги
Стрессы, волнения и беспокойства всегда были и остаются неотъемлемой частью жизни человека. Не встретить того, кто не был бы этому подвержен сегодня, можно с трудом, да и деструктивные психические состояния в наше время считаются абсолютной нормой. Психическое давление окружает нас везде: на работе, в магазинах, в кино, в общественном транспорте, в автомобильных пробках, в очередях и т.д. Даже дома, где находятся исключительно близкие и дорогие нам люди, мы ежедневно подвержены влиянию стрессовых ситуаций и беспокойствам различного рода.
Но если одни люди могут спокойно переживать их, то для других они и могут превратиться в хронические. И сейчас уже ни для кого не секрет, что хронические беспокойства могут стать причиной плохого настроения, преобладания отрицательных эмоций, психических, эмоциональных и физиологичеких недугов (как избавиться от всего этого, читайте здесь). Так же известно и то, что для того чтобы стать хроническим, беспокойство должно просто систематически одолевать человека на протяжении определённого периода времени. В итоге, беспокойства и волнения могут окончательно испортить человеку жизнь так, что она станет скорее существованием, наполненным страданиями. Вопрос избавления от беспокойств и волнений очень актуален, и с этим нельзя не согласиться.
К настоящему времени проблеме избавления от беспокойств посвященно огромное количество литературы совершенного разного качества. Кто-то пишет сомнительные брошюрки, в которых содержатся «суперэффективные» рекомендации по избавлению от тревог – такие книжечки написаны, как правило, абсолютными дилетантами и лишь с целью получения финансовой выгоды. Но есть и действительно стоящие труды, созданию которых посвятили бессонные ночи и бесчисленные часы кропотливой работы самые лучшие из людей, чьи намерения можно считать поистине благими, ведь в них прослеживается искреннее желание помочь людям и сделать их жизнь лучше.
Одним из таких людей является Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог, педагог и писатель, стоявший у истоков теории общения. Именно этот человек смог перевести теоретические разработки психологов своей эпохи (первая половина XX века) в область практического применения.
Дейл Карнеги разработал собственную концепцию бесконфликтного общения, множество курсов по самосовершенствованию, навыкам эффективной коммуникации, выступлений, ораторского искусства и другим, среди которых особого внимания заслуживает искусство гармоничной жизни. Книги этого человека завоевали себе огромную славу по всему миру ещё при его жизни, но даже сегодня остаются очень востребованными и популярными.
Сегодня мы с вами поговорим о книге Дейла Карнеги под названием «Как перестать беспокоиться и начать жить». Если быть точнее, то поговорим мы не о самой книге, а о содержащихся в ней советах по улучшению жизни, которые может с успехом применить на практике абсолютно любой человек. Проведя множество исследований в области психологии личности, и уделив им долгие годы работы, Дейл Карнеги смог сформулировать особые принципы, следуя которым люди могут перестать волноваться о чём бы то ни было в своей жизни, и свести на нет все свои беспокойства.
Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги Дейла Карнеги
В книге «Как перестать беспокоиться и начать жить?» автор предлагает читателям воспользоваться своими идеями, которые он не только подкрепляет теорией, но и сопровождает примерами из реальной жизни. Советов в книге великое множество, но мы предлагаем вам лишь небольшую их часть.
Совет первый — «железные двери»
По мнению автора, первым и самым главным, что должен знать человек о беспокойстве, является то, что для вытеснения тревоги из своей жизни необходимо всеми силами разграничить прошлое и будущее. Карнеги предлагает установить между ними «железные двери», создав тем самым «герметизированные отсеки» сегодняшнего дня. Жить необходимо именно в настоящем, не сожалея о прошлом и не переживая по поводу будущего. В противном случае, прошлый опыт и мысли о надеждах будут порождать тревогу и беспокойство.
Совет второй — «магическая» формула
Если человек сталкивается с ситуациями, которые связаны с волнением и беспокойством, ему следует прибегнуть к так называемой «магической» формуле американского изобретателя Уиллиса Кэрриэра, которая заключается в следующем:
- Нужно задать себе вопрос: «Что есть самое худшее, что может произойти со мной?»
- Заранее принять это «самое худшее» и примириться с этим, если возникнет такая необходимость
- Спокойно подумать о том, какими способами можно изменить ситуацию
Совет третий — «Memento mori»
Человек должен всегда носить в своём сознании мысль о том, что беспокойство и тревога наносят его здоровью огромный вред, который ничем нельзя восполнить. В качестве примера Дейл Карнеги приводит утверждение о том, что множество деловых людей, не умеющих бороться со своими беспокойствами, умирают очень рано. И это действительно так, ведь тревога заставляет человека нервничать, а нервные клетки организма, хоть и восстанавливаются, но не так просто и быстро. Чем больше беспокоится человек, тем меньше остаётся ему жить. Помните об этом!
Совет четвёртый — позитивное мышление
Чтобы волнения, беспокойства и тревоги одолевали человека как можно меньше, он должен выработать у себя особое умонастроение, способное приносить спокойствие и счастье. Выработать же такое умонастроение можно при помощи позитивного и жизнерадостного мышления, жизнерадостного поведения и самого ощущения радости от жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы в чувствах и мыслях преобладали именно позитивные ноты. Не зря говорится, что мысленные импульсы человека оказывают формирующее воздействие на его жизнь.
Совет пятый — деятельность
Одной из главных причин беспокойства является отсутствие занятости. Если человек ничего не делает и его мысли ничем не заняты, сознание само может начать генерировать беспокойные мысли, вызывающие тревожные состояния. Хотите избавиться от беспокойства – загрузите себя какой-либо деятельностью. Интенсивная работа и занятость являются лучшими лекарствами, способными изгнать из сознания человека «демонов» уныния и беспокойства.
Совет шестой — замена привычки
Беспокойство – это вредная привычка, от которой необходимо избавиться. Но избавляться от вредной привычки лучше всего, заменяя её на полезную. Перестаньте расстраиваться из-за мелких неприятностей и пустяков – это и будет вашей новой привычкой. Представляйте мелкие передряги как крохотных муравьёв, которые разрушают ваше счастье, и не испытывайте никаких сожалений, избавляясь от них.
Совет седьмой — низкая вероятность
Вы когда-нибудь слышали о Законе больших чисел? Если нет, то почитайте о нём в Интернете. Этот Закон как нельзя лучше подходит для изгнания из своей жизни тревог и беспокойств. Как его применять? Просто чаще задавайте себе вопрос: «Насколько велика вероятность того, что со мной вообще произойдёт беспокоящее меня событие?». Согласно Закону больших чисел, эта вероятность ничтожно мала.
Совет восьмой — смиряться с неизбежным
Многие люди испытывают страдания и продолжают беспокоиться даже тогда, когда нечто неприятное уже произошло. Не совершайте этой ошибки – учитесь считаться с неизбежным. Это означает, что если вы знаете, что изменить или исправить ситуацию или обстоятельства вам не под силу, нужно принять это как данность, сказать себе: «Значит, должно быть именно так и никак иначе» и успокоиться.
Совет девятый — «ограничитель» тревоги
Для обретения контроля над своими беспокойствами, необходимо установить их «ограничитель», который будет регулировать уровень вашей тревоги. Установить «ограничитель» — это значит, просто определиться для себя с тем, какой степени беспокойства заслуживает то или иное событие, происходящее в вашей жизни. Установите предел, за который ни в коем случае нельзя выходить, и не давайте своему беспокойству преодолевать его.
Совет десятый — интерес к окружающим
Беспокойства одолевают человека, когда он излишне сконцентрирован на своей персоне. Чтобы нейтрализовать беспокойства, нужно забыть о себе и проявлять больше интереса к окружающим людям. Можно ежедневно совершать какой-нибудь добрый поступок по отношению даже к незнакомому человеку. Пусть, это кажется необычным и сложным, зато результат оправдает себя с лихвой.
Как несложно заметить, советы Дейла Карнеги очень просты в применении. Единственное усилие, которое необходимо приложить, чтобы они начали давать ощутимый результат, это принять твёрдое решение перестроить своё мышление в положительном ключе, наконец-таки перестать беспокоиться и начать жить!
Узнайте больше о том, как справляться с тревожностью и стрессами на курсе «Психическая саморегуляция». Записывайтесь!
Школа и тревога родителей. Как перестать беспокоиться и начать жить: навигатор от популярного психолога
Поделиться:
«В Петербурге две мамы подрались из-за родительского чата» — обычный заголовок в 2019 году. Образовательное пространство сегодня — огромное поле для удовлетворения родительских амбиций. Как одет ребенок, как выглядит мама, на какой машине чадо привозят в школу, оценки, поведение, расположение учителей, престижность учебного заведения — каждый день родители соревнуются, чтобы быть «выше, сильнее», быстрее». Неудивительно, что школа стала одним из главных источников стресса и неврозов у мам и пап. А где во всем этом образовательном забеге интересы ребенка?
В эпоху постмодерна, когда ценность всех смыслов нивелирована, мы ухватились за единственную, еще пока незыблемую и очевидную ценность материнства и детства. Как известно, детоцентричным наше общество стало только во второй половине XX столетия. Для сотен предыдущих поколений рождение и воспитание детей не было смыслом жизни, а лишь ее «побочным эффектом», возможностью воспроизвести себе помощников, чтобы не умереть с голоду или от ядовитой стрелы захватчиков.
Сегодня дети — «наше все». Мы с года учим их английскому, таскаем по кружкам и развивашкам, а когда приходит время отдавать чадо в школу, и вовсе начинается «веселье». Родители ночуют в палатках, как в очереди за новым айфоном, чтобы успеть записать отпрыска в престижную гимназию. После школы, полностью забив на свою жизнь, беспокойные мамы таскают чадушек по секциям, подкармливая бутербродами в машине. А что ребенок? Ему остается только смиряться. Теперь он — «инвестиционный проект», посредством которого родители реализуют собственные амбиции.
В нашей жизни и так полно источников стресса, чтобы исключить из них школу, семейный психолог Елена Лутковская написала книгу-навигатор для родителей «Школа: всё получится!», которая призвана избавить мам и пап от ненужной тревоги и образовательного невроза.
Елена Лутковская: «Я очень надеюсь, что эта книга поможет родителям сделать пространство начальной школы более понятным и предсказуемым. Снизит тревогу и позволит замедлить темп образовательного забега, который может сильно осложнить жизнь. Мне бы хотелось вернуть и детям, и родителям право получать удовольствие от детства. И не превращать время подготовки к школе и первые годы в ней в тяжелый бессмысленный труд. А еще я надеюсь, что знакомство родителей с разнообразием школ и педагогических подходов, с критериями выбора повысит вероятность точного совпадения семьи и школы. Благополучие ребенка напрямую связано с благополучием его родителей. Поэтому так много внимания в книге уделяется теме снижения школьной тревоги у членов семьи ребенка, прояснению их ожиданий и ценностей. Я постаралась обозначить круг специалистов, которые могут стать поддержкой для родителей в поиске верного образовательного маршрута для их ребенка».
В своей статье я поделюсь двумя главами в сокращении о том, как помочь ребенку адаптироваться в школе и научить его дружить с одноклассниками.
Чем помочь ребенку? (при адаптации в школе)
Первое, что влияет на успешную адаптацию ребенка в школе, — безопасная обстановка в семье. Она является той базой, тем фундаментом, на котором строится все здание. Под безопасной обстановкой я имею в виду нормальные ожидания родителей от ребенка. Не завышенные, а адекватные требования к нему, способность корректировать собственные требования в соответствии с его психофизическими особенностями.
Мы уже говорили о том, как важно, чтобы успешность родителей и вообще их психическая стабильность не была завязана на школьную жизнь ребенка. Как важно, чтобы они не определяли качество и смысл своей жизни успехами ребенка.
Бывает, что реализация кого-то из родителей не состоялась и находится под вопросом или отложена. Например, мама, сейчас специально не работает и большую часть времени проводит с детьми. Одно дело, когда забота мамы о детях — это внутренне принятый выбор, ей ценно это время само по себе, она рада, что у нее есть возможность помочь ребенку адаптироваться к школе. И совсем другое дело, если ее пребывание рядом с ребенком рассматривается как инвестиционный проект, а образовательные успехи — критерий его эффективности. Тогда — это мина, заложенная под школьную деятельность ребенка. Потому что тогда получается, что пульт управления всей этой ситуацией лежит на столе у учителя.
Второе в иерархии условий — нормальные отношения с учителем и нормальная атмосфера в школе. Я говорю «нормальная», а не «безопасная» специально. Потому что школьная атмосфера по природе своей не может быть совершенно безопасной. Все-таки она должна приучать наших детей держать спину прямо — это важно, а не ходить совсем уж в халате и тапочках.
И третье условие — соблюдение режима. Важно, чтобы у ребенка были силы на то, чтобы преодолевать трудности новой жизни. Кроме того, режим сохраняет психическую устойчивость. Для которой важны семейные ритуалы и время для того, чтобы побыть ребенком. Погулять, поиграть и немножко побездельничать.
Это время, на самом деле, тоже очень важно для внутреннего развития. Оно дает ребенку возможность чуть-чуть замедлиться и осознать, подумать, что с ним сегодня происходило. Отследить свою эмоциональную реакцию на эти события, побыть в тишине. Так, чтобы у него созрел вопрос, появилась возможность поделиться этим опытом, как-то его отреагировать. Рассказать о нем каким-то значимым взрослым, получить сочувствие, одобрение, совет.
Как научить дружить
Отношения с одноклассниками — это не «десерт», а одно из двух «основных блюд», которые мы получаем в школе. Эта тема достойна того, чтобы уделять ей внимание и вкладывать в нее силы. Начнем с того, что к дружбе с одноклассниками ребенка нужно готовить. Это часть настоящей подготовки к школе. Очень важно, чтобы у него был разнообразный и насыщенный по содержанию опыт общения.
Еще несколько десятков лет назад этот опыт приобретался без видимых усилий со стороны родителей — в компании детей во дворе или в саду. Сейчас социализация становится предметом заботы умных мам и пап. И они предпринимают целенаправленные усилия в этом направлении. Что это значит — учить ребенка дружить и почему он не может научиться этому сам? Дружба — это не биологическое, природное явление, а высшая форма общения. Это значит, что сама по себе она не появится. Нужны разные культурные образцы, из которых, как из кирпичиков, ребенок сможет построить что-то свое. Как любое сложное занятие, дружба разворачивается постепенно. Родители могут создать условия и предпосылки для того, чтобы она состоялась. Какие же?
Во-первых, дошкольное детство дано для эмоционального развития ребенка. С помощью родителей он постепенно узнает о своих чувствах, осознает, когда он рассердился, когда расстроился, затосковал или обрадовался. Ребенок испытывает эмоции без всякого участия взрослого. А вот понимание того, что с ним происходит, и осознание, с чем это связано, он получает от значимых взрослых. Понимание себя — это хорошая база для того, чтобы строить потом отношения с другими детьми и взрослыми.
Во-вторых, для того, чтобы дружить, нам нужно еще понимать других. Мы можем читать с ребенком книжки про дружбу, смотреть хорошие мультфильмы, спектакли, фильмы. Они дадут ему те самые культурные образцы. И в спокойном состоянии, вместе мы можем обсуждать поступки героев, их мотивацию, чувства, чтобы ребенок смог представить себя в похожей ситуации. Эти рассуждения станут важной платформой для понимания причины и следствия в отношениях между людьми. Исследования социализации в начальной школе подтверждают этот факт. Интеллектуальная составляющая — когда я понимаю поступки героев и вообще участников событий, могу их предсказывать и вижу свою ответственность в них, — потом является базой для развития дружбы. Поэтому мы и наращиваем социальные «мышцы» ребенка. Затем мы должны будем показать ему не только теорию, но и практику. То есть мы не можем учить его дружбе только по книжкам.
Нужно найти место, где ребенок мог бы регулярно встречаться с детьми своего возраста. Желательно, чтобы компания отвечала двум условиям: неизменность состава и возможность хотя бы часть времени проводить в свободном общении, которое выстраивают дети, а не взрослые. Что я имею в виду? Регулярные встречи с девочками и мальчиками на курсах английского языка, где учительница помогает им петь песенки и ставит в круг, — это хорошо, но не то. Как и общение с детьми на детской площадке. Ведь все дети сейчас очень заняты и выходят во двор нерегулярно. И сегодня ваш ребенок играет с Машенькой, завтра — с Петенькой, иногда — с Васенькой. А потому не может выстраивать ни с кем из них долгосрочные отношения. К сожалению, все эти ситуации дружить не учат.
Дети одного возраста должны видеться регулярно. И вместе переживать самые разные истории. Вот они встретились. Им нужно познакомиться, потом подружиться. Потом поссориться, чем-то обменяться, подраться и помириться. Хорошо бы, чтобы ребенок мог обсуждать часть этих перипетий со взрослыми, которым он доверяет. Тогда, еще до того, как ребенок придет в школу, он будет знать, что, например, его друг, который ему очень нравится, может не хотеть того же, что и он. Или он может быть в дурном настроении. Или сам ребенок может быть в дурном настроении и чем-то задеть приятеля, а потом исправить ситуацию. Наличие такого опыта позволит ему потом свободно чувствовать себя в школе. Продолжать учиться дружить и закладывать хорошую платформу для настоящей социализации в будущей профессии и семейной жизни.
Успех в этих областях жизни связан со способностью выстраивать долгосрочные отношения. Кроме того, есть замечательное исследование, которое показывает, что эта способность — главное, что дает людям чувство удовлетворения своей жизнью. И чем хороша школа? Тем, что ты сталкиваешься с группой детей, которые будут твоими спутниками на протяжении многих лет. В классе создаются определенные условия твоего существования. Это заданная ситуация, и тебе придется учиться выстраивать отношения с этими людьми. И если ребенок к ней совершенно не готов, ему придется потратить на адаптацию много сил. А поскольку, как мы уже говорили, адаптируется он сразу ко многим процессам, есть вероятность, что ему просто не хватит ресурсов для того, чтобы освоиться в первом классе.
Сейчас дети имеют на порядок меньше социального опыта, чем их родители. Это одна из основных проблем. И по количеству, и по качеству, и по степени насыщенности — ведь нынешние родители росли в другое время. Опыт современных детей чаще всего ограничивается общением, которое выстраивают взрослые. А это значит, что в нем нет свободной деятельности, игры, свободных взаимоотношений.
Чем такие дети смогут заняться на первой же перемене? В развивающий центр, на языковые курсы ребенок приходит ненадолго и после занятия уходит — какое тут общение. И когда он оказывается в школе, где на перемене дети затевают какую-то игру, с ним творится что-то ужасное. Ведь он в такой ситуации никогда не был.
Где же ребенок может получить такой опыт? Прежде всего, в детском саду. Отправить туда пяти-шестилетку — неплохой, но не единственный вариант. Можно организовать для ребенка насыщенную «светскую жизнь» в домашнем формате. Почаще ходить в гости и приглашать их к себе. Проводить время вместе с семьями, в которых есть дети похожего возраста, ездить в отпуск в семейные лагеря и так далее. Хорошо, если вашего ребенка будут окружать дети людей, которые вам знакомы и симпатичны, с которыми вас связывает что-то общее.
В многодетных семьях часть проблем с общением, конечно, снимается. Но важно, чтобы до поступления в школу ребенок все-таки получил достаточный опыт отношений вне родных стен.
Выбирая школу, я бы задавалась вопросом, как, в какой деятельности школа учит общению, дружбе? Например, есть ли у младших школьников возможность остаться во дворе после занятий, чтобы поиграть вместе? Есть ли разные формы активности, кроме учебной, вокруг которых можно выстраивать отношения, лучше узнавать друг друга?
Позже, уже в школе, очень важно обращать внимание не только на оценки ребенка и программу его обучения. Но и на то, как устроена его дружба. Ведь что это такое, дети еще не вполне понимают. Первоклассник может назвать кого-то другом лишь потому, что знает, как его зовут, и видит каждый день. Нужно обязательно расспрашивать его про новых друзей. Просить ребенка рассказывать истории, которые с ними случаются. Делиться с ним своими историями из детства. Хорошо бы приглашать новых друзей в гости и водить ребенка к ним. Для этого стоит подружиться или, по крайней мере, познакомиться с их семьями.
Детям нужно помогать еще и выстраивать какие-то совместные занятия. Социальный опыт современных детей так мал, что они не умеют играть. Например, когда я прошу разных детей рассказать сюжет любимой игры, оказывается, что ничего такого в их жизни нет. Даже у вполне интеллектуально сохранных детей, которые ходили в сад. Часто их игра выглядит таким образом: «Он — робот, я тоже — робот, и я его догоняю». Я спрашиваю: «А что происходит, когда ты его догоняешь?» — «Я его еще не догнал». И тогда я понимаю, что они играют в догонялки. Если ребятам по три года, это хорошо. А если восемь, то неплохо бы уже разнообразить это занятие и помочь им его выстроить. В таком случае важно не критиковать детей, а подсказывать им что-то новое и развивать их выдумки. Например, девочкам можно купить картонный домик, который они будут вместе разукрашивать и обустраивать. Мальчикам тоже стоит предложить совместное строительство. Или помощь в «организации» какой-то сюжетной войнушки. Принцип такой: показали, научили и отошли в сторону. Дальше детям нужно учиться взаимодействовать самим, без взрослых.
Школа — это не страшно! Выдохните! Расслабьтесь! Все обязательно получится! Желаю мальчишкам и девчонкам хороших отметок и ярких достижений в новом учебном году. А их родителям — радости и спокойствия!
Источники:
http://blogs.bebeshka.info/detskaya-komnata/kak-sdelat-kvartiru-bezopasnoy-dlya-rebenka/
http://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F/
http://snob.ru/profile/31895/blog/158338